Религия древних майя

реферат

3.3 Культ предков

Среди наименее изученных к настоящему времени проблем религии майя находится, безусловно, проблема культа предков.

Культ предков на уровне простой земледельческой общины хорошо описан этнографами для майя-чорти, живущих на территории горной Гватемалы и Гондураса. Празднество в честь предков - «Цикинь» - отмечается чорти в ноябре, во время почти 100-дневного перерыва в сельскохозяйственных работах, и является строго обязательным для каждой семьи, несмотря на большие материальные затраты.

«Цикин» проводится всегда в доме главы семьи, куда собираются в назначенный день все близкие родственники. Они приносят с собой множество продуктов и готовят обильное пиршество для предков. Перед домашним алтарем ставят праздничный большой стол, где каждому покойнику отводится свое определенное место. Там же на сиденья кладут комплекты новой одежды в зависимости от пола и возраста умершего. Когда все приготовления закончены, собравшиеся поют хором специальную песню-молитву и приглашают покойных родичей принять участие в пиршестве. Затем все выходят из дома, плотно закрывают двери и ждут снаружи в благоговейном молчании. По поверьям чорти, в этот самый момент в доме собираются духи умерших предков. Они надевают новые одежды, едят, пьют и курят, радуясь тому вниманию, которое уделено им со стороны живых родственников. Затем, через определенное время, к пиршеству мертвецов присоединяются и живые. Считается, что духи предков приходят к людям и в горе, и в радости, они охраняют семью от бед и напастей, помогают во всех работах и начинаниях и содействуют небесным богам в посылании на землю обильных дождей и тем самым обеспечению хорошего урожая. [5, с. 131]

Много интересных материалов о культе предков собрали во время своих полевых исследований 50--60-х годов нашего века в горном Чьяпасе (Мексика) у майя-цоциль и майя-цельталь этнографы США. В Синакантане -- одном из главных центров майя-цоциль -- наиболее важными лицами в местном пантеоне были обожествленные предки. Они, по представлениям индейцев, выглядят как пожилые люди и обитают внутри гор и холмов. Индейцы регулярно приносят духам предков различные дары и устраивают в их честь пышные церемонии. Боги-предки, как считается у майя-цоциль, могут и наградить, и наказать человека в зависимости от его поведения. Боги-предки охраняют жизнь своих сородичей, приносят плодородие полям, ниспосылают воду для ростков маиса и жизненных нужд и т. д. Но они же и поражают ударами огненных молний всех отступников и нерадивых, всех, кто не заботится о памяти предков. [7, с. 126]

Достаточно полную информацию о культе предков у майя накануне испанского завоевания в XVI в. дают нам и различные исторические документы индейских и европейских авторов. Испанский хронист Хуан де Вильягутьерре Сото-Майор, описывая последнее независимое государство майя-ицев -- Тайясаль, уцелевшее в непроходимых джунглях Северной Гватемалы вплоть до конца XVII в. Он отмечает, что в столице майя-ицев имелось «большое святилище, принадлежащее правителю Канеку и его предкам, которые были когда-то царями в провинциях Юкатана».

«Они,-- пишет об индейцах Юкатана Лопес де Когольюдо,-- поклонялись как богам своим умершим царям». [8, с. 135]

Индеец-майя из знатного рода правителей Тутуль-Шивов -- Гаспар Антонио Чи приводит следующие интересные факты о культе предков на Юкатане: «И главными идолами, которым они приносили жертвы, были статуи мужей в их естественном обличье, которые были выдающимися и храбрыми людьми и которых они вызывали... чтобы те смогли помочь им в войнах, даровали процветание и продлили их жизни...».

Отдельные знатные люди делали для своих отцов деревянные статуи, у которых оставляли отверстие в затылке; они сжигали какую-нибудь часть тела, клали туда пепел и закрывали его; затем они сдирали у умерших кожу с затылка и прикрепляли ее там, погребая остальное по обычаю. Они сохраняли эти статуи с большим почитанием между своими идолами. [16]

Таким образом, важной составляющей религии майя был культ предков. В представлениях индейцев после смерти человек отправлялся в мир предков и там сам становился магическим существом. Предки имели сильное влияние на мир живых.

Делись добром ;)