logo
Роль религии в процессе глобализации: психолого-политический аспект

Перспективы ислама в процессе глобализации

Крупнейшие конфликты конца XX - начала XXI связаны с религией. Основной осью конфликтов является ислам. В связи с этим именно этой религии посвящены многие исследования. Однако большинство из них связаны с изучением ислама в свете феномена терроризма. В информационном пространстве заметно ощущается дефицит информации о том, какую роль играет ислам в процессе глобализации. Существует одна тенденция, которая рассматривает ислам как альтернативный ответ на глобализацию. В данной концепции ислам выступает как интегрирующий фактор. В своем политическом выражении фундаментальный ислам противопоставляет мировой американской империи другую империю - мировой исламский халифат.[9]

Исламский фундаментализм предполагает:

· установление мирового исламского правительства;

· широкую автономию этнических групп, которые обязаны будут подвергнуться исламизации или выплачивать десятину (как люди книги);

· введение нормативов исламской экономики (отказ от процента, отчисление десятины в пользу общины, суммы с последующим распределением среди малоимущих);

· религиозную миссию (ислам и исламизация);

· планетарный масштаб (мусульмане живут во всем мире).

Ислам, как конфессиональная сеть, характеризующаяся открытостью, возможностью свободного расширения, высокой адаптивностью к меняющимся условиям, а также (в отличие от большинства иных религий) отсутствием жесткого центризма, иерархий и сложных механизмов принятия решений, имеет довольно хорошие перспективы развития в эпоху глобализации.

В отличие от религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы, в исламе изначально нормы не только выполнимы, но просты и понятны. Однако такая простота не предполагала поверхностного отношения к их исполнению. При оценке любого религиозного акта критерием искренности выступало отсутствие эгоистического мотива. Если же таковой имел место, то согласно исламу, всякое доброе дело лишалось значения.

К простым нравственным нормам относятся и такие, как почитание родителей, забота о воспитании детей, уважение к старшим, дружба с соседями, осуждение воровства, лени, тунеядства, пьянства, высокомерия, супружеской неверности и другое. Но главное - Мухаммад призывал к порядочности в отношениях с простыми людьми.

Помимо таких простых норм, которые лежат, в общем-то, на поверхности, ислам проповедует глубокие общечеловеческие ценности, значимость которых носит динамичный характер и во многом определяется конкретными обстоятельствами.

Одной из главных общечеловеческих ценностей, которые проповедует Коран, является способность человека к размышлению. Ислам поощряет и направляет творческий поиск для того, чтобы человеческая мысль постоянно развивалась и совершенствовалась. Коран призывает человека к полезному труду и порицает леность и бездействие. Вместе с тем писание предостерегает от любых поступков, которые приносят вред, напоминая человеку о том, что все его устремления будут оценены по достоинству (Коран, 9:105). К непреходящим ценностям ислам относит чистоту - как материальную, так и духовную (Коран, 24:21). Ислам побуждает уважительно относиться к чувствам других, запрещает покушаться на честь и достоинство людей. Особое место в Коране отводится разъяснению ценности человеческой жизни. Ислам запрещает покушаться на жизнь невиновных людей и убивать детей из страха перед голодом и нищетой (Коран, 6:151), а также лишает человека права самостоятельно расставаться с жизнью (Коран, 4:29).

Непременная добродетель мусульманина - отказ от самостоятельности и подчинение воле Аллаха, а также быть покорным и смиренным по отношению к властям. Подчинение облегчается пониманием того, что жизнь временна и что в «той жизни» все будет лучше. В результате таких представлений сформировался определенный фатализм, равнодушие к жизни, отсутствие значимости какой бы то ни было практической цели. Понимание свободы воли противостоит в исламе убеждению абсолютного предопределения, которое снижает значимость поступков человека.

Предназначение коранических ценностей, согласно исламскому вероучению, сводится к тому, чтобы вернуть цивилизацию на путь, соответствующий божьему замыслу и самой природе человека: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету» (Коран, 14:1). В средние века ислам справился с этой миссией, вызвав бурное развитие философской и научной мысли не только в мусульманском мире, но и в Европе. По мнению мусульманских ученых, сегодня мировая цивилизация снова нуждается в формировании гуманитарных институтов, подобных тем, которые были созданы в мусульманском обществе. Как показала история последних десятилетий, Запад с этой миссией не справляется, поскольку его главной целью является установление экономической гегемонии, служащей его собственным интересам. [12]

Таким образом, акцентируя внимание на общечеловеческих ценностях, Коран призывает к преодолению цивилизационных проблем путем создания ценностно-смыслового мира, в котором каждый актор будет гармонично вписан в общую идею мироздания. Согласно кораническому учению, стабильное развитие человеческого общества невозможно без идеологической основы, способной сплотить социальный организм. Чем сложнее этот организм, тем очевиднее роль идеологии как объединяющего фактора. «Поскольку же последствия глобализации не обойдут стороной ни одно общество, для решения подобных проблем необходима идеология, способная объединить всех людей, лишенная любых признаков социальной дискриминации, характеризующаяся простотой и реалистичностью», - считает автор книги «Коран и Глобализация» Э.Кулиев. [12] Он полагает, что такой идеологией может стать ислам.

Ислам видит преодоление угроз глобализации в построении отношений между индивидами, социальными группами и окружающей средой на основе принципа единобожия. Аллах предстает в исламе как единственный Господь, сотворивший вселенную и управляющий ею, единственный Бог, обладающий самыми совершенными качествами, и, как следствие, единственный, кто заслуживает обожествления и подчинения. Аллах представляется в исламе как очевидная реальность, без него невозможно существование сотворенного мира.

Вселенский характер ислама изначально предполагал всеобщую интеграцию человечества: "Я - посланник Аллаха ко всем вам: арабам и неарабам, белым и чёрным без различия. Аллах, который послал меня, - Единый Властелин небес и земли. Они находятся под Его властью и мудростью, Он распоряжается ими по Своему желанию. Нет божества, кроме Аллаха. Только Он оживляет и умерщвляет. Так веруйте же в Аллаха и Его посланника, который не умеет ни читать, ни писать! Он верит в Аллаха и призывает вас к вере в Него. Он верит в Его ниспосланные Писания. Следуйте за ним во всём, что он делает и говорит, чтобы вы встали на прямой путь истины!" (Коран, 7:158 «Скажи людям (о пророк!)»).

Неуклонный рост количества мусульман в обществе (в первую очередь за счет повышения рождаемости), их диффузное расселение на мировой территории, наличие активной позиции наталкивает на определенные выводы в пользу концепции «исламский халифат».

Однако некоторые американские политики считают, что ислам не является препятствием на пути экспансии западных ценностей. Но в странах, где исповедуются наиболее консервативные формы ислама, верующие воспринимают демократию не как народовластие, способное сосуществовать с исламом, а скорее, как нечто, навязываемое им взамен традиционной религии. Многие мусульмане утверждают, что демократию продвигают для того, чтобы ослабить ислам. Так, например, некоторые арабы искренне считают, что Запад искушает их всяческими соблазнами, на которые им ни в коем случае нельзя поддаваться, поскольку в этом случае они утратят право на вечную жизнь. Один из ведущих мусульманских теологов пишет: «Спросите любого мусульманина, хочет ли он жить в свободном обществе, и он наверняка ответит вам: да, хочет. Но подавляющее большинство тут же добавит, что для них свобода не означает свободу от Господа и религии. Они с радостью воспримут свободу, только если она не станет разрушать их веру и все остальное, что придает особый смысл их жизни». [14]

В исламском мире столкновение традиций с демократическими ценностями Запада ощущается предельно остро. Так, королевская семья Саудовской Аравии выступила с заявлением: «Саудовская Аравия - часть мира, и нам нельзя жить отдельно от него. Мы не можем себе позволить отстраненно наблюдать, как мир движется к созданию глобальной системы». Хотя основатель королевства Ибн Сауд в начале XX века заявил: «Мое королевство будет существовать до тех пор, пока оно будет оставаться труднодоступной страной и пока единственным желанием любого инстранца, завершившего здесь свои дела, будет только одно: поскорее убраться вон». [14]

Вообще, квинтэссенцией дилеммы Саудовской Аравии и, пожалуй, некоторых других мусульманских стран стали слова, произнесенные одним из жителей Ближнего Востока и опубликованные журналом Washington Post в статье “The Wahhabi Threat to Islam”: «Я живу в страхе. У моей страны нет четкого представления, в каком направлении ей развиваться. С одной стороны, мы хотим двигаться в сторону прогресса, а с другой - жить точно также, как жили мусульмане 1400 лет тому назад. Мы хотим изменений и в то же время убеждены, что любые перемены - это дорога в ад. Мы хотим, чтобы наши граждане могли влиять на положение в стране, но при этом боимся демократии. Мы хотим завязать диалог с Западом, но по пятницам наши муллы молятся за то, чтобы все живущие в западных странах и вообще немусульмане отправлялись в ад». [14]

Возможно ли принятие западных ценностей и вместе с тем сохранение исламских ценностей и традиций, возможен ли эффективный межконфессиональный диалог? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо отчетливо представлять основную сущность религиозных доктрин, понимать психологические особенности представителей исламского мира.