Русская Православная Церковь в 20-30 гг. XX в.
Заключение
В России отношения Церкви и государства всегда были чрезвычайно сложны, но после установления советской власти Церковь подверглась невиданным гонениям. Ее отделили от государства и подвергли репрессиям. Тысячи священников расстреляны или сосланы в лагеря. Изъяты церковные ценности, запрещены богословские школы, осквернены храмы. После смерти патриарха Тихона власти не позволили избрать преемника. В дела Церкви вторглась специально созданное управление ОГПУ. В 1931 году взорван Храм Христа Спасителя.
В это время Советской властью был поставлен вопрос о полном уничтожении религии в СССР. В распоряжении богоборческого режима имелась самая совершенная за всю историю человечества карательная машина для уничтожения инакомыслящих. Советская власть уничтожила все виды оппозиции. Религия осталась в СССР единственной сферой жизни, противоречащей государственной идеологии. РПЦ удалось, несмотря на огромные потери, преодолеть натиск безбожников, сохранить свой потенциал и создать предпосылки для будущего возрождения.
Подводя итоги работы, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, говоря о революции 1917 г. в России, можно уверенно констатировать факт, что абсолютное большинство российского общества того времени было нерелигиозным. Определенная доля ответственности лежит здесь на самой РПЦ, которая долгое время находилась под полным контролем государства и поэтому была сильнейшим образом ограничена в рамках своей деятельности.
Во-вторых, причины очень жестоких гонений на РПЦ в Советской России заключаются, на наш взгляд, в 2-х обстоятельствах. Первое из них, - несовместимость христианского и коммунистического мировоззрений. Само существование религии в советском обществе опровергало учение марксизма. Второе, - создание тоталитарного государства, которое не терпело присутствия малейшего инакомыслия с официальной идеологией.
В-третьих, исходя из данных предпосылок, мы можем выделить и охарактеризовать 3 важнейших периода в гонениях.
Первый из них, - 1917-1920 гг., приходится на годы Гражданской войны. Его можно назвать периодом "бури и натиска" в государственно-церковных отношениях, когда коммунисты пытались одним ударом сокрушить религию.
Второй период, - 1921-1927 гг. характеризуется изменением тактики в борьбе Советской власти с Церковью, попыткой разложения ее изнутри.
И тогда коммунисты перешли к "фронтальной атаке" на РПЦ, - период 1929-1941 гг.
В-четвертых, мы можем достаточно точно определить потери, понесенные РПЦ, в ходе этих гонений. Если в дореволюционной России было более 78 тыс. храмов, часовен и молитвенных домов, то в 1941 г. из них действовало 400-450.
Во время Великой Отечественной войны советское государство пошло на уступки Церкви - восстановлено патриаршество. Храмы, открытые на оккупированных территориях, продолжили работу и после изгнания немцев. Однако при Хрущеве государство снова ожесточилось на Церковь. Усиленный контроль над ней сохранялся до середины 1980-х гг.
В последнее время Церковь возвращает утраченное влияние. Она впервые за долгие века освободилась от диктата государства. Храмы строятся. Первые лица страны посещают богослужения. С 2011 года во всех российских школах вводится курс "Основ светской этики и религиозной культуры".
Список использованной литературы
1. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви. Т.1-10. М.: Святыни, 2000. - 312 с.
2. Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в 20 столетии. Сборник / Под ред. Прот. Чаплина В. - М.: Звонница, 2005. - 258 с.
3. Жития святых, в земле Российской просиявших. Русские святые 10-20 веков. Новомученики и исповедники 20 века /Под ред. А.Р. Митина. - СПб.: Лань, 2001. - 356 с.
4. История Русской Православной Церкви в XX веке. Материалы конференции. Книга I (1917 - 1933 гг.) М: Проспект, 2002. - 298 с.
5. Краснов-Левитин А. Лихие годы /А. Краснов-Левитин. - М.: ИМКА-пресс, 2007. - 298 с.
6. Крест под молотом / Сост. Петров. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.
7. Кровью убеленные. Мученики и Исповедники северо-запада России и Прибалтики (1940-1955) / Сост. свящ. А. Голиков. - М.: Православие, 2005. - 298 с.