logo
Русская православная церковь в Российской империи

Обзор литературы по истории Русской Церкви в период с XVIII века до 1917 года.

Историографии Русской Церкви еще только предстоит стать самостоятельным и полноправным разделом русской исторической науки. А.В. Карташев в середине 50-х гг. ХХ в. в очерке «Систематические построения истории Русской Церкви» отмечал, что «особо богатого отдела специальных источников для построения истории Русской Церкви... не существует», и адресовал читателя к общей русской историографии Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 10. Г.В. Вернадский, обратившийся к этой теме в конце 60 - начале 70-х гг., посвятил церковной историографии несколько страниц, ограничившись кратким описанием трудов митрополита Макария (Булгакова) и Е.Е. Голубинского Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 356-360. Более подробно историография Русской Церкви представлена в очерке С.Г. Пушкарева, хотя и этот автор ограничился кругом лишь наиболее известных исследователей. Пушкарев С.Г. Историография Русской Православной Церкви // ЖМП. 1998. № 5. С. 67-79; № 6. С. 46-61

Необходимо иметь в виду, что русская церковная история как наука существует менее двух веков, из которых большую часть последнего столетия она находилась под запретом. Богатство и достижения церковной истории обусловлены прежде всего общим подъемом церковно-научной мысли 2-й половины XIX - начала XX столетия. История Русской Церкви была введена в программы семинарий и академий в середине XIX в., и с этого времени стали появляться капитальные исследования, а статьи по истории Церкви начали публиковаться в периодических изданиях при духовных академиях: «Христианском чтении» (СПб., 1821-1917); «Православном собеседнике» (Казань, 1855-1917); «Трудах Киевской духовной академии» (Киев, 1860-1917); «Прибавлениях к творениям святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1891); «Богословском вестнике» (Сергиев Посад, 1892-1918) и др.Литературу по истории Русской Церкви принято делить на следующие разделы: исследования по истории Церкви в Древней Руси (X-XVII вв.), труды синодального периода (1700-1917), работы по истории Русской Церкви XX столетия.

Источники истории древнего периода едины как для русской светской, так и для церковной истории. Это летописи, документы, связанные с управлением государственным и церковным имуществом, переписка с отечественными и зарубежными корреспондентами, памятники древнерусской, преимущественно церковной письменности. Синодальный период характеризуется более отчетливым отделением собственно церковных источников от источников по социально-политической и культурной истории России.

Архивы Святейшего Синода, церковно-юридические документы, статистические сборники и отчеты составляют основу источниковедческой базы этого периода. Важно и то, что именно в это время появились многочисленные богословские и церковно-исторические сочинения, общие курсы по церковной истории, монографии по отдельным проблемам жизни Церкви. Источниковедческая база истории Русской Церкви в период советской власти до сего дня остается неопределенной: документы, сосредоточенные в государственных архивах, в том числе в архивах спецслужб, зачастую содержат заведомо ложные сведения; мемуары современников, переписка и даже официальные церковно-юридические документы также не могут приниматься исследователями без учета тех условий, в которых они создавались. Критическое осмысление источников по истории Русской Церкви XX столетия -- одна из насущных задач современной российской исторической науки.

В данной работе, нас интересует синодальный период истории Русской православной церкви, так как этот период в точности совпадает с периодом существования Российской империи - начала XVIII века - 1917 год.

«История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) Рига; Москва, 1847-1848. 4 т.; 6-е изд. М., 1895. 5 т., представляющая собой систематическое изложение истории, пять томов которой соответствуют пяти периодам: 1) до нашествия монголов, 2) до разделения митрополии, 3) до учреждения патриаршества, 4) патриарший, 5) синодального управления до 1825 г. Это пожалуй первый труд посвященный синодальному периоду истории Русской православной церкви. В изложении событий синодального периода автор был ограничен цензурой: одно только упоминание о протестантских симпатиях составителя «Духовного регламента» (СПб., 1721) архиепископа Феофана (Прокоповича) вызвало неудовольствие Святейшего Синода. П.В. Знаменский изложил события до эпохи Александра II, уделив особое внимание истории церковных учреждений, внутрицерковной жизни, деятельности раскольников и сект. Самостоятельную ценность работа представляет в своей последней (4-й) части, где излагается история синодального периода с обильным цитированием первоисточников. А.П. Доброклонский точен при ссылке на источники, но попытки дать общую характеристику эпох и наметить их тенденции ему мало удались.

Над созданием систематического исследования по истории Русской Церкви от начала ее существования трудился И. К. Смолич, видевший свою главную задачу в анализе взаимоотношений Церкви и государства. В связи с отсутствием удовлетворительного сочинения по истории синодального периода ученый решил начать свое исследование именно с этого периода. Этот труд стал последним сочинением автора. Smolitsch I. Geschichte der russischen Kirche. 1700-1917. Leiden, 1964. Bd 1; Wiesbaden, 1991. Bd 2; на рус. яз.: М., 1996-1997. 2 т

История иерархии синодального периода подробно представлена в книгах Ю.Толстого: «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721-1871» (СПб., 1872); «Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. 1721-1895» (СПб., 1896). С конца XIX столетия списки иерархов публиковались ежегодно в издании: «Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии» (СПб., 1875-1917). Иерархия конца синодального периода и большей части XX столетия представлена в труде митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год (включительно)», опубликованном в Германии по авторской машинописи с добавлениями и уточнениями (Erlangen, 1979-1989. 6 Bde). Данные, относящиеся к XX столетию, особенно к 20-40-м гг., в труде митрополита Мануила (Лемешевского) часто неточны, дополнения и подтверждения, относящиеся к ним, можно отчасти найти в «Общем алфавитном списке православных и раскольнических епархий 1917-1946 гг.», составленном М.Е. Губониным и помещенном в книге «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943» (М., 1994). На основе материалов, собранных М.Е. Губониным, ПСТБИ в 1999 г. опубликовал «Схему развития епархиального устроения Русской Православной Церкви: От основания древних епархий на ее современной канонической территории по настоящее время (Приложение к Богословскому сборнику, № 4)».

Институты церковного управления исследованы в работах М.И. Горчакова (О земельных владениях Всероссийских митрополитов, Патриархов и Святейшего Синода. СПб., 1871).

Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Феодора Иоанновича: Учреждение патриаршества в России (Одесса, 1912). Следует заметить, что в дореволюционных работах на эту тему сильно стремление оправдать отмену императором Петром I патриаршества. Эта идея была преодолена в XX в. В 1988 г. вышел сборник статей, посвященный учреждению патриаршества в России (400-летие учреждения Патриаршества в России // От Рима к Третьему Риму: Спец. вып. Roma, 1989).

Свод законов Российской империи (СПб., 1832. Т. 1-15); позднее он дополнялся, последнее его издание: Пг., 1916. Указатели к нему: Войт С. Алфавитный указатель к Своду законов Российской империи. Пг., 1914; Нюренберг А.М. Алфавитно-предметный указатель к Своду законов Российской империи. М., 1911. Эти законодательные собрания содержат царские манифесты, именные указы и повеления, определявшие статус РПЦ, ее управление, проведение церковных реформ, правовое положение православного духовенства. На основе их издавались собрания законодательных актов и других официальных распоряжений по Ведомству православного исповедания (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т.). К указанным законодательным собраниям общего характера примыкают тематические сборники (Собрание постановлений Святейшего Синода 1867-1874 гг. относительно устройства духовных училищ. СПб., 1875; Ивановский Я.И. Обозрение церковных узаконений. СПб., 1883; Барсов Т.В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885; Завьялов А. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900. СПб., 1901; Руновский Н. Материалы по истории Православной Церкви в царствование императора Николая I. СПб., 1902. Кн. 1-2; Он же. Церковно-гражданское законодательство относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898; Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре с 1720 по 1870 г. СПб., 1870; Касаткин И. Сборник законоположений о порядке приобретения церквами, монастырями и учреждениями Духовного ведомства недвижимых имуществ и о мерах к охране церковных земель. Н. Новгород, 1904; Климов Н. Постановления по делам православного духовенства и Церкви в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1902).В материалах официального характера важны годовые «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания», содержащие сведения о деятельности Синода, бюджете, духовных учебных заведениях, монастырях, миссионерстве и пр. с приложением подробных статистических данных. Отчетность Святейшего Синода стала публиковаться с 1838 г., сначала в виде извлечений из годовых отчетов (за 1837, 1842, 1846, 1851-1852, 1859, 1865-1878 гг.). С 1891 г. отчеты стали публиковаться полностью (Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1884-1913 гг. СПб., 1891-1916). К источникам официального характера следует отнести «Стенографические отчеты» Государственной думы и Государственного совета (изданы в 1906-1916), содержащие важные сведения об обсуждении церковных вопросов.Материалы, связанные с подготовкой Поместного Собора РПЦ, содержатся в следующих изданиях: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». СПб., 1906. 3 т. и отдельный том «Прибавлений»; Журналы и протоколы заседаний высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906-1907. 4 т.; Сводки отзывов епархиальных преосвященных по вопросам церковной реформы. СПб., 1906. Существенно дополняют эти официальные материалы, изданные в 1906-1913 гг., работы участников Предсоборного Присутствия: И. Г. Айвазова, Н. П. Аксакова, И. С. Бердникова, Е. Е. Голубинского, В. З. Завитневича, Н. А. Заозерского, А. А. Киреева и Н.Д. Кузнецова (среди них выделяется работа А.А. Киреева: Итоги работы Предсоборного Присутствия). Материалы Предсоборного Присутствия 1906-1907 гг. находятся в архиве Святейшего Синода (РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 193-204). Деятельность Предсоборного Совещания 1912 г. отражена в документальном издании: Святейший Правительствующий Синод: Предсоборное Совещание. СПб., 1912-1916. 5 т

Среди источников по истории Русской Церкви богато представлены дневники и мемуары. Авторы их -- церковные иерархи, приходские священники, монашествующие, преподаватели духовных учебных заведений и светские лица, находившиеся на службе по духовному ведомству. В библиографическом указателе «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях» (6 т., состоящие из 13 частей, по 1-4 части в томе / Под рук. П. А. Зайончковского. М., 1976-1989) значится более 1300 их дневников и мемуаров, опубликованных отдельно и в различных периодических изданиях -- «Русском архиве», «Русской старине», «Киевской старине», «Историческом вестнике», в общественно-литературных журналах и в «Епархиальных ведомостях». Мемуарная и дневниковая литература содержит много ценных фактов о жизни и быте православного духовенства, о событиях истории РПЦ, характеристики церковных деятелей (Розанов А.И. Записки сельского священника. СПб., 1882; Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. СПб., 1886. 2 т.; Лавров М.Е. Автобиография сельского священника. Владимир, 1900; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. 8 т.; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1906-1911. 6 т.; Никанор (Бровкович), архиеп. Записки присутствующего в Святейшем Правительствующем Синоде (1887-1890). М., 1907; [Леонид (Краснопевков), архиеп.] Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. М., 1907.

Долгое время, в период советского государства истории РПЦ уделялось мало внимания, однако в настоящее время интерес к изучению данной проблемы снова возрос и возможно в ближайшем