Свободомыслие в эпоху Возрождения

контрольная работа

4. Мыслители Возрождения о причинах возникновения и эволюции религии (Н. Макиавелли)

Для гуманизма временем тяжких испытаний оказался XVI в. Итальянские войны, угроза турецкого нашествия, перемещение торговых путей на Запад в связи с падением Византии и спад торгово-экономической активности Италии повлияли на морально-психологический климат в стране, снизили в ней жизненный тонус. Обман, предательство, лицемерие, корысть, распространившиеся в обществе, не позволяли слагать прежние гимны человеку, жизненные порывы которого оказывались низменнее, чем это представлялось ранее. Так с помощью нового метода выстраивалось политическое учение Макиавелли, расходившееся с прежними представлениями гуманистов-предшественников.

Поддержание стабильности и порядка в государстве невозможно без принятия народом определенной системы ценностей, она - предпосылка и условие создания хорошо организованного государства. В этом смысле особое значение для Макиавелли имеет религия.

Макиавеллевское понимание религии принципиально отличается от средневекового, теологического. Учредители религий - личности по истине великие. Ценна религия не как путь приобщения к Богу, а как форма политической идеологии, обеспечивающей жизнедеятельность государства, легитимность правителей, законов и установленного порядка.

Кроме того, прочная религия предопределяет долгую жизнь государства. Дело в том, что отсутствие страха перед Богом может быть компенсировано только страхом перед государем. Но жизнь государя коротка, и государство, зависящее лишь от его доблести, гибнет вскоре после его смерти. Если же люди вдруг понимают, что боги - это обман, и религиозное чувство затухает в них, «они делаются неверующими и готовыми нарушить любой добрый порядок». Религия необходима - это бесспорно, вопрос состоит в том, какая форма религии должна быть принята. Христианство в его первоначальном и неизвращенном виде могло бы использоваться для укрепления государства, полагает Макиавелли, но все же симпатии его отданы язычеству. Любая религия воспитывает человека, но христианство и язычество прививают людям различные качества. Христианство «почитает высшее благо в смирении, в самоуничижении и презрении к делам человеческим, тогда как религия античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть «негодяям»: они могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, чтобы за них расплатиться». Макиавелли, разумеется, осознавал, что возродить язычество невозможно. Он призывал «правильно» толковать христианство, а значит, в языческом духе, т. е. воспитывать мирскую доблесть, любовь к отечеству и свободе.

Таким образом, религия у Макиавелли приобретает политический характер. Функции ее разнообразны: она, через обращение к божественному авторитету, обеспечивает легитимность государства и законов, несет определенную систему ценностей, по сути, превращаясь в политическую идеологию, и даже более того - в случае ее укоренения в народе становится основой политической культуры. Причем христианство способствует становлению культуры пассивного созерцания, а язычество - культуры активного действия; или, в терминологии Макиавелли, различные нравы обусловливают различные формы политической жизни и соответственно различные формы правления.

Делись добром ;)