Священная книга - Авеста. Божества парсизма. Дуализм

контрольная работа

1.2 Божества парсизма

В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений, близких индо-арийским. Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени олицетворявшим этические категории - справедливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые божества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра - договор, согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь - и как огонь очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении, и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквернением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия "свой - чужой", "благой - вредоносный", "чистый - скверный", "оседлый - кочевой", "мирный - воинственный", придавалось особое значение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии, опьяняющий напиток хаому.

Сложившуюся в период Ахеменидов (VI - IV вв. до н. э.) религию раннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в ней прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-творец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту в иерархии. В самом начале мироздания Ахура-Мазда (или Ормазд, Ормузд) имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался существовать только в духовной сущности. Его свойства -- совершенное познание, умение различать безошибочно добро и зло, правду и обман. Он состоит из трех начал -- святости, чистоты и справедливости. Он сотворил мир, охраняет благочестивых и всю природу. У Ормузда есть семь бессмертных святых -- благая мысль, лучшая справедливость, вожделенное царство, святое смирение, здоровье, совершенство и бессмертие, послушание. Они также не имеют материального облика. С их помощью Ормузд руководит природой и людьми. Но в природе ему помогают особые надзиратели -- "рату", которые получили полномочия от Ормузда и руководят категориями животных (руководителем четвероногих, например, является заяц).

Другими богами "Авесты" являются боги Митра, Анагита, Фраваши и др. Митра -- "верность, клятва" -- следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия, карает за нарушения. Он бог света и судья мертвых. Анагита -- богиня воды и плодородия, сильная и могущественная, ценит поклонение мужчин (жрицы проституировали в ее славу). Фраваши -- это духи-хранители каждого верующего. Лобазова О. Ф. Религиоведение. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. -- с. 121

Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закрепляли сословный характер вероучения и культа маздеизма. Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном употреблении - Зороастра), появившееся в Восточном Иране и прилегающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию н. э. характер религиозных верований всего иранского народа.

Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет "семерых святых", наиболее почитаемые из которых, кроме него самого, Митра - Солнце и Анахита-Ардвисура - богиня плодородия. Демонов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла -Анхра-Манью. Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н. Основы религиоведения.- М.: Высшая школа, 2006.- с. 94

Богов, которым поклонялись индоиранцы, было много, а обряд богослужения всегда посвящался определенному божеству. Наряду с божествами культа (Огонь, Воды, Хаома и Гэуш_Урван) существовали и «природные» боги, символизировавшие те или иные явления природы. Это были боги неба и земли, которых иранцы называли соответственно Асман и Зам , боги солнца и луны - Хвар и Мах и два божества ветра - Вата и Вайу . Вата был богом дующего ветра и почитался как божество, приносящее дождевые тучи. Вайу - более чудесное существо, называемое в Ригведе «душой богов». По иранским представлениям, он - дыхание самой жизни: милосердное, пока ее поддерживает, и грозное, когда ее отнимает.

Митра, сначала будучи олицетворением верности договору, стал почитаться как бог войны, сражающийся на стороне праведного (ашавана ) и безжалостно уничтожающий нарушителей соглашения. Ему же поклонялись и как великому судье, беспристрастно оценивающему поступки людей, и как солнечному божеству, такому же великолепному, как и солнце, которое он сопровождает высоко в небе. После того как иранские вожди и воины стали использовать боевые колесницы, они вообразили своих богов на колесницах. Тогда о Митре стали говорить, что его везут по небу белые кони, подкованные серебром и золотом, не отбрасывающие тени. В колеснице - оружие и каменного и бронзового веков: он вооружен булавой, «отлитой изжелтого металла».

Вокруг Митры группировались меньшие «абстрактные» божества: Аирйаман (по_санскритски Арйаман олицетворявший дружбу, которая, скрепленная обрядом, была видом договора; Арштат - «Справедливость»; Хамварэти - «Доблесть»; Сраоша - «Послушание», являвшийся одновременно и блюстителем молитвы. Хварэна - другое божество, связанное и с Митрой, и с Апам_Напатом. Оно олицетворяет божественную благодать или славу - качество, присущее царям, героям и пророкам, но утрачиваемое ими, как только они преступают истину. Хварэна, в свою очередь, иногда соединяется с Аши богиней судьбы, которая дарует свои награды лишь праведным.

Точно так же поступает и Вэрэтрагна - бог Победы, обладатель постоянного эпитета «Созданный Ахурами», «Ахуроданный». Большинство индоиранских божеств представлялись в антропоморфном облике, но отличительной особенностью Вэрэтрагны было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев за свою неистовую отвагу. В виде вепря Вэрэтрагна предстает в авестийском гимне к Митре. С острыми клыками, мощный и готовый сокрушать неверных нарушителей договора, он бросается впереди Ахуры.

Ведические индоарийцы не почитали Вэрэтрагну. У их предков древний бог Победы был замещен Индрой, божеством, которое имело своим прототипом индоиранского воина героической эпохи - доброго к своим приверженцам, храброго в бою, отчаянного, упивающегося сомой. Индра аморален и требует от своих почитателей лишь обильных приношений, за которые он щедро вознаградит их материальными благами. Разница между Индрой и нравственными ахурами поразительно ярко выражена в ведическом гимне, в котором он и Варуна по очереди высказывают свои различные претензии на величие. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение»; Санкт_Петербург; 2003. - с. 14

Делись добром ;)