Символические тексты православной церкви

реферат

2.1 Символический тексты. Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере

Как ранее мы уже сказали, что восточные символические тексты появляются в ответ на запросы западного христианства, которое напористо пыталось навязывать свое неправославное исповедание веры. Вот как описывает необходимость в создании общего восточного исповедания веры патриарх Иерусалимский и Палестины Нектарий в своем благословении на издание символического текста «Православное исповедание или изложение российской веры» Петра Могилы: «Как добрый пастырь и ревностный защитник веры, он (Петр Могила) предпринял богоугоднейшее намерение - расположить и обратить Российскую Церковь к тому чистому учению, которого она держалась сначала, а все возникшие в ней новые мнения истребить с корнем, и таким образом удобрить духовную ниву свою, и сделать ее плодоносную.» Нектарий, патр. Иерусалимский. Благословение на прочтение катехизиса Петра Могилы. Догматические послания православных патриархов XVII - XIX веков [Текст]: пер с греч. - Репр. воспроизведение изд. 1900. -М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 -4 с. В реферате не будем разбирать все символические тексты Восточной Церкви этого периода, а лишь только перечислим самые известные из них:

· «Исповедание Восточной, Кафолической и Апостольской Церкви» Митрофана Критопуло, будущего патриарха Александрийского, 1625 г. Оно имеет в виду лютеранство и может быть охарактеризовано как первая попытка богословской оценки лютеранства с православной точки зрения. В богословском отношении это - самый выдающийся символический памятник XVII в., наиболее удачно излагающий православное учение. Но он не имеет соборного, хотя бы даже поместного характера, а является личным актом Митрофана Критопуло, хотя его автор и занимал самое высокое положение в Православной Церкви.

· «Постановление Константинопольского Собора 24 сентября 1638 г.». На котором был предан анафеме Кирилл Лукарь (его произведение «Восточное исповедание православной веры», написанное в кальвинистском духе вызвало большую смуту в Православной Церкви, особенно на греческом Ближнем Востоке и в южной России). Постановление было подписано тремя патриархами и 20 митрополитами. Резкое по форме и краткое по содержанию, оно хорошо излагает православное учение о преложении Св. Даров, избегая при этом латинского термина “пресуществление”.

· “Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”. Составленное первоначально на латинском языке Киевским митрополитом Петром Могилой и его ближайшими сотрудниками - Исаией Козловским и Сильвестром Коссовым, одобренное в 1640 г. на Соборе в Киеве, созванном Петром Могилой, оно было послано на утверждение Константинопольскому патриарху Парфению и передано последним на рассмотрение Поместному Собору в Яссах в 1641-1642 гг. В переработанном виде оно было одобрено в Константинополе патриаршим письмом от 11 марта 1643 г., подписанным четырьмя восточными патриархами и 22 архиереями и посланным митр. Петру Могиле в Киев.

· Исповедание веры Иерусалимского патриарха Досифея, более известное у нас (в соединении с другими документами) под именем “Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере”. Поводом к составлению этого исповедания послужили конфессиональные споры между римо-католиками и кальвинистами во Франции. В результате настойчивых домогательств французского посла в Константинополе графа de Nointel, настаивавшего, чтобы Православная Церковь выявила бы свое отрицательное отношение к кальвинистскому Исповеданию Кирилла Лукаря, собрался там в январе 1672 г. Поместный Собор под председательством Константинопольского патриарха Дионисия IV и с участием трех других восточных патриархов и около 40 епископов, составивший томос о вере в антикальвинистском духе. Вскоре после этого, в марте того же года, участник Константинопольского Собора - Иерусалимский патриарх Досифей - продолжил антикальвинистскую акцию этого Собора: воспользовавшись обстоятельством прибытия в Иерусалим архиереев и духовенства, съехавшегося туда на празднества освящения храма Рождества Христова в Вифлееме, представил на одобрение собравшихся составленное им Исповедание веры. Они одобрили его своими подписями 16 марта 1672 г. и включили в свое соборное постановление, осуждающее кальвинизм.

· Окружное послание патриархов Иеремии III Константинопольского, Афанасия III Антиохийского, Хрисанфа Иерусалимского и семи архиереев Константинопольского Синода к христианам Антиохии против римо-католиков и униатской пропаганды, 1722 г

· «Исповедание веры Константинопольского Синода» 1727 г. под председательством патриарха Паисия II Константинопольского с участием Сильвестра, патриарха Антиохийского, и Хрисанфа Иерусалимского и 11 архиереев Константинопольского Синода. Направлено тоже против римо-католиков. Автором этого, как и предыдущего, документа является Иерусалимский патриарх Хрисанф.

· Окружное послание патриарха Константинопольского Григория VI, Иерусалимского Афанасия и 17 архиереев Константинопольского синода против протестантов, 1838 г.

· «Ответ папе Пию IX в 1848 г. четырех патриархов: Анфима VI Константинопольского, Иерофея II Александрийского, Мефодия Антиохийского и Кирилла II Иерусалимского», утвержденный Синодами Константинопольской, Антиохийскон и Иерусалимской Церквей (29 подписей архиереев)

· «Ответ папе Льву XIII в августе 1895 г. патриарха Константинопольского Анфима и 12 архиереев его Синода»

символический православие христианский катехизис

Делись добром ;)