Синоптическая проблема и подходы к ее решению у православных исследователей

реферат

Заключение

Четыре Евангелия всегда вызывали особый интерес у христиан. Они являются основным источником знания о жизни нашего Господа, потому что без них это знание было бы низведено до уровня отрывочных сведений. И поэтому неудивительно, что ученые сосредоточили особое внимание именно на них. Очевидно, тем не менее, что никакие другие книги Нового Завета не являются столь трудными для критического исследования, как эти. Большинство вопросов, поднятых библейской критикой, все еще являются предметом дискуссий, хотя наиболее радикальные теории теперь почти полностью отвергнуты. Д. Гатри. Введение в Новый Завет. - М.: Библия для всех, 2005. - С. 5.

Происхождение Евангелий как литературных текстов -- одна из сложнейших научных проблем, до сих пор не получившая однозначного и принимаемого всеми исследователями решения. Хотя церковная традиция изначально давала четкий ответ на нее, называя имена евангелистов, место, причины и (менее уверенно) дату написания каждого из 4 Евангелий, начиная с XVIII в., одна за другой стали появляться альтернативные теории, основанные на применении к Евангелиям методов исторической и литературной критики. Православная энциклопедия. Т. XVI/под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - С. 661.

Научно-критические теории происхождения Евангелий развивались преимущественно в конфликте с учением Церкви, европейские ученые воспринимали позицию св. отцов как одну из гипотез в ряду др. возможных. В действительности же святоотеческая экзегеза покоилась на совсем иных основаниях, чем научно-критические подходы. Помимо отличия герменевтических установок никто из древних христианских писателей и святых отцов (за исключением блаженного Августина) не рассматривал проблему происхождения Евангелий в свете литературной зависимости одного Евангелия от другого: даже указывая, что одно из Евангелий было написано раньше других, святые отцы отмечали лишь хронологическую последовательность, не делая выводов о влиянии или зависимости (притом что их апологетические усилия были направлены на объяснение различий между каноническими Евангелиями). Святитель Феофилакт Болгарский замечал: «Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелий и не скажешь, что евангелисты говорили по внушению Святого Духа! Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они не согласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: «не родился»? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: «не воскрес»? Нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны. А если они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность. Иначе о них подумали бы, что они писали, сошедшись вместе или сговорившись друг с другом. Теперь же кажется, что они не согласны, потому что то, что один из них опустил, написал другой» (Theoph. Bulg. In Matth. Praef.). Там же.

Таким образом, Святоотеческие творения не дают решения синоптической проблемы в том виде, как она была сформулирована в Новое время.

Источники

1. Священное Писание Нового Завета.

Публицистика

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.- М.: ПСТГУ, 2006. - С. 369.

2. Союзов А., свящ. Синопсис: пособие для изучения Четвероевангелия. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - с.108.

3. Карминьяк Жан. Рождение Синоптических Евангелий. Предисловие прот. Леонида Грилихеса. - Кафедра библеистики МДА, 2005. - с. 158.

4. Емельянов А., иерей. Введение в Новый Завет. - М.:ПСТГИ, 1999. - С.47.

5. Глубоковский Н.Н. Лекции по священному Писанию Нового Завета.Том I. - М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2006. - С. 407.

6. Иванов А.В. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - СПб.: Воскресение, Лествица, Диоптра, 2002. - С. 911.

7. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. - М.: ПСТБИ, 2001. - С. 555.

8. Кассиан (Безобразов), епископ. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Марка. - Париж: Издательство Свято-Сергиевского Православного Богословского Института, 2003. - С.165.

9. Кассиан (Безобразов), епископ. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. - Париж: Издательство Свято-Сергиевского Православного Богословского Института, 2003. - С.165.

10. Спасский А.А. Св. Иустин и синоптические Евангелия. - СПб.: изд. Олега Абышко, 2006. - С. 347.

11. Емельянов А., свящ. Евангельский синопсис. Учебное пособие для изучающих Священное Писание нового Завета. - М.: ПСТБИ, 2003. - С.175.

12. Гатри Д. Введение в Новый Завет. - М.: Библия для всех, 2005. - С. 809.

Словари и справочные издания

1. Православная энциклопедия. Т. XVI/под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - С. 752.

Делись добром ;)