Современное состояние православной миссии в Интернет-пространстве

курсовая работа

2.5 Тенденции развития Интернет-миссии

Говоря об общих тенденциях развития православного сектора Сети, надо снова напомнить о том, что в последние год-два темпы количественного роста в этом разделе Интернета сильно уменьшились. Проанализируем, с чем может быть связано такое изменение динамики? Здесь можно назвать следующие возможные причины:

1. насыщение отдельных секторов православного Интернета - число приходских сайтов ограничено числом приходов, епархиальных - числом епархий, монастырских - числом православных монастырей;

2. число приходских и монастырских сайтов огромно, но пользовательский интерес к ним совсем невелик - усилия на содержание таких сайтов не оправдываются;

3. среднее время жизни православного сайта - менее года;

4. наблюдается медленный переход от количества к качеству - малые сайты переносятся на новые «площадки» и поглощаются более крупными порталами и объединенными проектами, занимая в них статус раздела, а первоначальное место сайта не будучи оплаченным в течение года или двух в Сети аннулируется.

«Многие православные сайты (главным образом это частные авторские проекты) закрываются в течение первых 5 месяцев после открытия. Эту группу проектов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория - это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, 1 год - это важный этап для православного ресурса. Большинство проектов не выдерживают испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж, могут существовать и два, и три года, и гораздо дольше» Иеромонах Никон (Головко). Православная миссия в условиях информационных революций. - Режим доступа: http://www.k111.ru/forum.

Наиболее часто встречающимися причинами закрытия ресурсов, являются следующие:

1. потеря у авторов интереса к Интернет-проекту;

2. смена руководителя организации, которой принадлежит сайт;

3. переход администратора сайта на работу в другую организацию;

4. проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или лично у автора сайта;

5. отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;

6. отсутствие финансирования;

7. поглощение православных Интернет-проектов более крупными.

Одним из серьезных препятствий в развитии миссионерского Интернета является отсутствие единой информационной политики Церкви. «Наша разрозненность заставляет каждого «изобретать свой велосипед»»Чапнин Сергей.Каким будет православный интернет? - Режим доступа: http://www.people.nnov.ru/sva/conference.html. Отсутствие концепции присутствия Церкви в Сети приводит к неожиданным результатам: каждый стремится рассказать о своем храме или монастыре, и за этим как-то забывается, что наше первое слово всегда должно быть о Христе Иисусе - мы забываем о евангельской проповеди, пытаясь самоутвердиться в окружающем мире! Очень жаль, что между православными проектами «Рунета» зачастую нет практически никакой связи, они не образуют никакой стройной системы. Об этой проблеме можно говорить как о еще одном факторе, который способствует информационной изоляции и закрытию молодых сайтов. Действительно, с миссионерской точки зрения было бы крайне необходимо, чтобы посетитель, случайно попавший на сайт какого-нибудь храма, монастыря или личную страничку мирянина, мог бы сразу составить достоверное представление о его положении в иерархической структуре православных ресурсов Церкви. Во-первых, новые проекты не были бы изолированны от всего богатства информации, накопленной на православных ресурсах «Рунета», а посетитель получил бы возможность получить ответы на гораздо более широкий круг своих вопросов. Здесь будет уместным предложить, чтобы на страницах каждого православного проекта была расположена ссылка-баннер на сайт вышестоящей организации или общности: с сайта прихожанина - на сайт храма, с сайта храма - на сайт благочиния, оттуда - не епархиальный ресурс, и так - вплоть до Официального сервера Русской Православной Церкви, главного ресурса Православия в России. Надо, между прочим, заметить, что эта система реализует основной, базисный принцип Интернета, который ведущие специалисты в области IT-технологий формулируют так: «Пользователь должен знать, где он находится, откуда он пришел, и куда еще можно пойти». Если не следовать этой системе, Сеть постепенно превратится в хаос! Что же касается пользовательских свойств Сети, то путешественник по Интернету уже не сможет найти нужный сайт, продвигаясь по иерархической лестнице ссылок, а лишь «по знакомству», узнав от кого-то случайно найденный адрес. В то же время, этот иерархический принцип должен быть оправдан и не быть простой данью бездушной системе. А миссионерски оправданным он может стать только в том случае, если более мощные ресурсы благочиний, а тем более епархий, смогут предоставить читателю полный набор необходимой информации и услуг, ответить на пользовательский спрос, будут на уровне современных требований. Такие формы миссии, как форум для православного он-лайн общения, подписка на автоматическую рассылку новостей и образовательных материалов по электронной почте, а также православная библиотека, содержащая не только тексты Священного Писания, но и толкования, труды святых отцов, катехизис и антисектантский раздел - «просто обязаны, наконец, стать неотъемлемым атрибутом крупных православных проектов»Судариков Виктор. Что такое интернет? Журнал "Православная беседа". № 3, 1999 год!

В настоящее время такую оснащенность могут продемонстрировать очень немногие сайты. Конечно, есть тому и объективные причины: для функционирования проекта такого уровня и размещения большой библиотеки надо иметь достаточно места на Интернет-сервере и одного-двух технически грамотных администраторов. И, тем не менее, эти неизбежные трудности гораздо легче решить на уровне благочиния, а тем более епархии, чем на уровне рядового приходского храма или монастыря. Приходские и монастырские сайты могли бы занять в предложенной системе роль «невода», улавливая посетителей разнообразием информации и направляя их в нужное русло. О том, что предпосылки для возникновения такой системы уже есть, говорит статистика: около 90% официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички, страницы церковно-общественных организаций, епархиальные и монастырские сайты. При этом очень важно заметить, что посещаемость большинства храмовых страничек, при их огромном количестве, ничтожно мала - от 2 до 15 человек в сутки, в то время как основная масса читателей группируется вокруг масштабных Интернет-порталов, таких как «Православие.ru» или «Православие и мир», отвечающих самым разнообразным запросам читателей. Однако, аудитория таких порталов хоть и велика, но очень статична. В то же время на долю монастырских, приходских и личных мини-сайтов сегодня приходится более трети почти случайных посетителей в день. Огромная масса таких маленьких сайтов с их ничтожной посещаемостью, но верной системой пересылки, могла бы сослужить неоценимую службу в пополнении аудитории больших миссионерских проектов. Однако, их разобщенность и информационная блокада приводит к тому, что ежедневно эта треть читателей практически теряется для православной миссии. Продолжая разговор о проблемах современного православного Интернета, надо заметить, что это проблемы общего характера и присущи они всему Интернету в целом. Во-первых, обращает на себя внимание низкий технический уровень православных сайтов. Многие православные проекты, несмотря на наличие нескольких служб бесплатного размещения православных сайтов, до сих пор размещаются на бесплатном сервере Narod.ru, сильно замусоренном сайтами оккультного и сомнительного содержания и доступном с удовлетворительной скоростью только из московского региона. Впрочем, сама «бесплатность» таких серверов весьма условная, -- обычно она означает, что хозяин сервера принудительно размещает на страницах сайта рекламные баннеры, которые совершенно неприемлемое для православного сайта, даже непристойное, содержание. Однако это почему-то не останавливает православных авторов! При проектировании сайтов мало используются системы управления содержимым. Редко где встретишь продуманную систему рубрикации сайта, когда на любую страницу проекта можно попасть за одно-два нажатия «мышкой». Многие православные сайты содержат ошибки, часто меняют адрес, не извещая об этом своих читателей. «Ошибочной является и практика создавать «зеркала» сайта, когда читательская аудитория проекта распыляется сразу по нескольким версиям сайта, имеющим одинаковое содержание, но разные адреса». К счастью, все больше в последнее время стало появляться авторских страниц. Некоторые из них - взгляд на наше время, духовную жизнь, святость, грех и добродетель. Таков, например, сайт иерея Игоря Пчелинцева из Нижнего Новгорода. Его проект - это независимый взгляд на жизнь и окружающий мир. Многообразие таких личных сайтов создает «лица не общее выраженье».

Делись добром ;)