Социально-культурные особенности Евангелического движения в России

дипломная работа

1.2 Состояние Евангельского движения в современном обществе

Большую часть своего существования русские евангельские верующие переживали жестокие гонения. Сначала их преследовал царь и иерархи Русской православной церкви, позже - евангельские верующие в Советском Союзе стали объектом тотальных преследований атеистических властей. Русские протестанты, по сути, никогда не имели ни времени, ни ресурсов, ни кадров, ни опыта, которые позволили бы им тщательно сформулировать и выразить их принципы веры. Чаще всего их доминирующей заботой было стремление выжить, т.е. сохранить само существование евангельской церкви в России вообще.

Общая направленность такова, что отделяет человека довольно резко не только от других неопротестантских деноминаций, более открытых миру, но и от окружающего мира. В советское время уровень образования баптистов был достаточно низок, так как людей верующих не принимали в высшие учебные заведения. После перестройки и в настоящее время образование повышается, но медленно. Такая ситуация создаёт впечатление оторванности общин ХВЕ от культурных достижений вообще вместе со всеми её положительными и отрицательными сторонами.

Но есть и другой момент, Буквально с советского периода Христианам Веры Евангельской приходилось соблюдать конспирацию и прятаться от властей. Для того чтобы укрепить свою уверенность, укрепить простых верующих, обыкновенных трудящихся, которых поддерживала вера в Бога, в Евангелистах вырабатывалось убеждение, что только они живут истинной жизнью по Слову Божию, а сотрудничество с властями и с миром низко и недостойно для христианина. Убеждения о правильности жизни и соблюдение Писания остаются в данной общине и по сей день.

В настоящее время большинство общин по-прежнему не идёт на регистрацию, считая подобный контакт с государством, противоречащим своей религиозной доктрине. Однако сегодня обретение статуса юридического лица даёт значительные возможности, и позиция некоторых движений ХВЕ в этом вопросе перестаёт быть непримиримой. В данной среде появляются сторонники регистрации своих общин. Некоторые общины регистрирует межрегиональные миссии и возлагают на них осуществление задач, требующих наличия прав юридического лица. И это один из первых признаков появления более открытого миру течения.

Стоит подчеркнуть, что евангельские верующие в России всегда были очень небольшой частью русского народа в сравнении с «обвенчанной с государством» Русской православной церковью. Руководство Русской Православной Церкви всегда воспринимало само существование евангельского движения в России, как прямое посягательство на свои позиции. Имея достаточно большое влияние на государственную власть, Русская православная церковь делала все, что могла для того, чтобы остановить развитие евангелического движения среди своего народа. В частности, в течение долгого времени определённые круги в РПЦ препятствовали переводу и изданию первой русской Библии. Когда Библия была все-таки издана в 1876 году, и её влияние стало распространяться, иерархи Русской православной церкви убедили царя арестовать и сослать в Сибирь или выслать за границу всех влиятельных лидеров евангельского движения, что и случилось в 1884 году. Вплоть до издания царского декрета о религиозной терпимости в апреле 1905 года, русские евангельские верующие функционировали в России практически незаконно.

Пожалуй, важные перемены связаны с началом уже XXI в. Осенью 2002 года Союз ХВЕ в России был переименован в "Российскую Церковь Христиан Веры Евангельской", что было зафиксировано Государственным регистрирующим органом за номером 6 от 08.06.2004. В настоящее время Российскую Церковь ХВЕ возглавляет Начальствующий Епископ Павел Николаевич Окара.Лункин Р.Н. «Христианство свободы и христианство стабильности. Две программы протестантского сообщества». Социологические исследования, 2005. - № 4.

В рамках религиозной политики России, в высказываниях чиновников и политиков господствует представление о христианских церквях протестантского направления как о малочисленной маргинальной группе, которая недостойна большого внимания. Между тем даже если обратиться к концу 1980-х -- началу 1990-х годов, то окажется, что в каждом регионе страны присутствовало по нескольку протестантских церквей различных направлений (обычно евангельские христиане-баптисты, адвентисты, пятидесятники), а также группы Свидетелей Иеговы.Лункин Р.Н. «Христианство свободы и христианство стабильности. Две программы протестантского сообщества». Социологические исследования, 2005. - № 4. В новом глобальном обществе евангельские течения с 1970-1980-х годов постепенно стали играть роль нового мощного христианского движения, которое приспособилось к условиям постсекулярного общества. Демократизация общественного строя, переход к рынку и законодательно оформленная ситуация религиозной свободы создали благоприятные условия для быстрого возрождения и развития церквей Христиан Веры Евангельской. К началу 2000-х гг. видное место в их деятельности стали занимать задачи формирования институтов лидерства, взращивания в своей среде элиты, способной занять достойное место в различных сферах общественной жизни, развития различных, востребованных обществом направлений социального служения.

Российский объединенный Союз христиан веры евангельской -- крупнейшее в России протестантское объединение. В его состав входит 21 централизованная религиозная организация (ассоциации, региональные и епархиальные управления), более 1300 местных религиозных организаций (поместных церквей), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации и множество незарегистрированных религиозных групп. В соответствии с данными реестра зарегистрированных религиозных организаций на 01.07.2010 в состав РОСХВЕ входило 6 % от общего числа зарегистрированных религиозных организаций на территории РФ (для сравнения: 12981 организаций (55 %) принадлежали РПЦ, 4198 (18 %) -- исламским религиозным объединениям, евангельским христианам-баптистам - 863 (4%) религиозных организации). Иваненко С.И. «Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов» - М,2005;

Миссия РОСХВЕ формулируется так: «Проповедью Евангелия Христова и делами милосердия возрождать нравственные ценности в обществе, а также вносить посильный вклад в строительство толерантного многоконфессионального гражданского общества, содействовать примирению конфессий и религий в России».

Церкви РОСХВЕ ведут активную социальную работу. Оказывается духовная поддержка и гуманитарная помощь нуждающимся социальным группам: инвалидам, сиротам, многодетным и престарелым. Проводится работа среди алко- и наркозависимых (более 350 реабилитационных центров на территории РФ)Солодовников В.В «Мне больно за состояние евангельского движения в России», Христианский мегаполис, Статья., а также в местах лишения свободы.

Евангельские христиане долгое время отличались высокими стандартами личной и семейной нравственности, трудовой и производственной этики. Вплоть до последнего времени евангельским церквям России удавалось поддерживать чистоту и святость отношений между верующими и часто служить примером. На личном и общественном уровнях их отличала абсолютная трезвенность, отказ от табака и наркотиков, а также трудолюбие, чистота семейных отношений.Зайченко А.С. «Декларация о морально-нравственном и социальном служении евангельских христиан России». Газета Протестант. Но постепенно этические стандарты евангельских христиан стали испытывать определенную эрозию. Эти негативные процессы ускорились вначале 1990-х, а в последние годы в евангельскую среду все интенсивнее стали внедряться облегченные стандарты личной и семейной нравственности. Нередкими (хотя и не массовыми, как среди православных и неверующих) стали разводы, случаи супружеской неверности и т.п. Но, вместе с тем, личные и семейные нравственные качества евангельских христиан, даже на том уровне, который сохранился до сих пор, остаются привлекательными для многих неверующих людей. Если же говорить о сфере межличностных, публичных отношений, о тех достоинствах, которые можно определить, как гражданские добродетели, - к сожалению, в силу разных обстоятельств, в среде российских евангельских христиан они вообще не получили должного развития. Лункин Р.Н. «Протестантизм invivo: от спасения к личной свободе»,Социологические исследования, 1998. - № 6.

Также продолжают испытывать проблемы осуществления разного рода служений. Для них по-прежнему характерны слабая профессиональная подготовка экспертов в профильных программах (служение нарко- и алкозависимым, людям с физическими и умственными недостатками и пр.), слабое управление и недофинансирование.

В 2000-е годы признаком превращения протестантов в социально-политическую силу стало также формирование евангельского бизнес-сообщества, разного рода ассоциаций христиан-предпринимателей, клубов членов церквей, которые занимаются малым и средним бизнесом. Их преимуществами стали этические нормы и доверие предпринимателей друг к другу. Лункин Р.Н «Христианская карта России согласно исследованиям социологов», Социологические исследования,2012. -№12.

Протестантские церкви стали элементом не только религиозной жизни России (как это было еще со времен Ивана Грозного), но, в какой-то степени, и политики, и экономики. Евангельские церкви уже фактически заняли то место в обществе, на которое претендовали в итоге своей успешной миссионерской деятельности в 1920-е годы.Филатов С.Б. «Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность». - М.: 2000

Наибольшее число евангельских христиан-баптистов сосредоточено в Москве - 5,2 тыс. человек, объединенных в 9 общин-церквей и 20 групп. Старейшая из церквей - Центральная церковь (Иерусалимская), расположенная в Малом Вузовском переулке. Ее здание, построенное в 1865 г. архитектором Г. Ниссеном для реформатской церкви, в апреле 1917 г. перешло к евангельским христианам. С 1944 г. она является центральной церковью Союза евангельских Христиан- баптистов. Многочисленные общины действуют также в Санкт-Петербурге (3,5 тыс. членов), Омске (1,5 тыс.), Воронеже (1,1 тыс.).Лункин Р.Н «Христианская карта России согласно исследованиям социологов», Социологические исследования,2012.- № 12

Проблемы самосознания протестантизма, роли евангельского движения в обществе были подняты в ходе научно-практической конференции "Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития", которая состоялась 1 ноября 2012 года в Институте Европы РАН в Москве. «Протестантская группа лидирует в ответах на вопросы об участии в религиозной жизни - евангельские верующие намного чаще выбирали опции "я являюсь прихожанином", "я читал Евангелия", "я молюсь" и т.д., чем православные.Лункин Р.Н «Христианская карта России согласно исследованиям социологов», Социологические исследования,2012.- № 12 Помимо этого, протестанты, согласно данным опроса, в наибольшей степени готовы к самопожертвованию, благотворительной работе, к участию в гражданской, волонтерской деятельности. Опрос также позволил составить социально-демографический портрет "среднего" российского протестанта: это "добропорядочный законопослушный гражданин от 18 до 40 лет со средним достатком", в основном - русский (79 % русских, 4 % немцев)» - отметил ведущий конференции Р.Н.Лункин - «Такая группа могла бы стать "опорой любого государства"Лункин Р.Н «Христианская карта России согласно исследованиям социологов»,Социологические исследования,2012.- № 12, как потенциальный зажиточный средний класс ».Он также представил данные минюста РФ - по состоянию на 4 сентября 2012 г., в России зарегистрировано 24 992 религиозных объединения, из которых протестантских около 4,5 тысяч. Численность протестантов, по оценке Лункина, медленно, но постепенно растет - с конца 2000-х годов можно говорить о цифре в 2 млн. евангельских верующих всех направлений в России. Руководитель Отдела внешних церковных связей РС ЕХБ Виталий Власенко говорил о духе Реформации в Европе: люди, которые пережили Реформацию, по его словам, ценят дух и личность, свободу человека. Молодежь сегодня выбирает евангельское христианство потому, что "это прозрачное, демократическое мировоззрение, персональное поклонение Богу, высвобождение потенциала каждой личности".Лункин Р.Н «Христианская карта России согласно исследованиям социологов», Социологические исследования,2012.- № 12 Смысл Реформации, отметил Власенко, состоит в возвращении первоначального смысла Евангелия и свободы.

Однако, одновременно, есть основания говорить и о том, что протестанты являются наиболее приниженным и оскорбляемым христианским меньшинством в современной России, что особенно обидно для последователей этой традиции, живущих в стране с христианской культурой. «Общество не осознает присутствия протестантов и отмахивается от них»Лункин Р.Н. «Протестантизм invivo: от спасения к личной свободе» Социологические исследования, 1998. - № 6., - отметил крупный социолог религии, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов. Несмотря на небольшой процент протестантов, обычно участвующих в опросах по поводу состояния религиозной жизни в стране, их роль значительно весомее - это самое молодое, самое экономически активное и самое ответственное движение, считает ученый. Евангельские верующие есть практически среди всех этнических групп России, есть и национальные церкви и национальные пасторы. Сам фактор протестантизма особенно важен в современных реалиях России. По основным мировоззренческим позициям протестанты едины - это консервативная в отношении соблюдения библейских ценностей, демократически настроенная и предприимчивая часть общества, социальное служение в которой осознается как долг верующего. Есть основания полагать, что стереотипы, связанные с Христианами Веры Евангельской и другими протестантами, идут еще из советского времени, из советской "анти сектантской" пропаганды. Общество сложно и медленно освобождается от этих фобий, давая, наконец, шанс евангельским верующим занять то место в социальном общественном строе, которого они достойны. Иваненко С.И. «Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов» . - М,2005;

Делись добром ;)