Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

реферат

1) Понятие науки

«Если человек начнёт с определённости, то он закончит сомнениями; но если он начнёт с сомнений, то закончит определённостью» - Френсис Бекон.

Для того что бы говорить о науке, нужно определиться, что будет пониматься под наукой. Как известно, существует большая область человеческих знаний, которые принято называть наукой. Ниже приведено одно из определений науки.

Наука -- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Науки подразделяются на:

1) Естественные науки -- разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных явлений. Естественные науки используют как инструмент науки формальные, в основном математику и логику, для моделирования природных процессов. К естественным наукам относятся относятся физика, химия, биология, астрономия, география, геология.

2) Социальные науки -- науки применяющие научный метод для изучения человеческого поведения и моделирования социальных моделей. К социальным наукам относятся экономика, социология, юриспруденция и прочие.

3) Гуманитарные науки -- науки, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с социальными науками.

Гуманитарные и социальные науки часто пересекаются друг с другом по причине общего объекта изучения -- человека. Так что здесь классификацию можно считать довольно условной.

Так же существуют формальные науки, к которым относятся: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика, некоторые аспекты лингвистики. В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. В формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Из выше написанных определений видно, что все разные виды наук ставят перед собой совершенно разные цели. В данной работе рассматриваются лишь науки естественные. Многие суждения о естественных науках так же будут справедливы и для других видов наук. Говоря о науке, стоит также упомянуть о некоторых научных методах и понятиях.

Научный метод -- совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе наблюдаемых и измеряемых данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Теория -- система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Стандартный метод проверки теорий -- прямая экспериментальная проверка («эксперимент -- критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы То есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует..

Стоит также упомянуть, что в науке нет абсолютов и любая теория, будь то теория относительности (специальная и общая), теория поля, теория эволюции, впервые сформулированная Дарвиным Дарвин Чарлз Роберт (1809--1882) - английский естествоиспытатель, основоположник эволюционного учения о происхождении видов животных и растений путём естественного отбора. , или любая другая теория, не является абсолютным знанием или «истиной». С развитием технологий становятся доступными ранее невозможные или труднореализуемые возможности проведения экспериментов или верификации Верификация -- проверка, проверяемость, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами..

Но критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером Сэр Карл Раймунд Поппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 -- 17 сентября 1994) -- великийавстрийский и британский философ XX столетия; основатель школы «критического рационализма». в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно -- если можно систематически проверять, то есть подвергнуть проверкам, результатом которых может быть их опровержение.

Иначе говоря, согласно критерию Поппера, -- научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации -- отделения научного знания от ненаучного.

Кстати именно благодаря существованию этого критерия ГерцГенрих Рудольф Герц (1857 -- 1894) -- немецкий физик. Окончил Берлинский университет, где его учителями были Герман фон Гельмгольц и Густав Кирхгоф., пытаясь опровергнуть теорию МаксвеллаДжеймс Клерк Мамксвелл (1831 -- 1879) -- британский физик, математик и механик. подтвердил её экспериментально и подарил миру искровой радиоприёмник. В результате проведённых опытов Герц обнаружил, что если в генераторе будут происходить высокочастотные колебания (в его разрядном промежутке проскакивает искра), то в разрядном промежутке резонатора, удалённом от генератора даже на 3 м, тоже будут проскакивать маленькие искры. Таким образом, искра во второй цепи возникала без всякого непосредственного контакта с первой цепью. Проведя многочисленные опыты при различных взаимных положениях генератора и приёмника, Герц приходит к выводу о существовании электромагнитных волн, распространяющихся с конечной скоростью. Будут ли они вести себя, как свет? Герц проводит тщательную проверку этого предположения. После изучения законов отражения и преломления, после установления поляризации и измерения скорости электромагнитных волн доказал их полную аналогию со световыми. Всё это было изложено в работе «О лучах электрической силы», вышедшей в декабре 1888 году. Этот год считается годом открытия электромагнитных волн и экспериментального подтверждения теории Максвелла.

Благодаря своим опытам Герц пришёл к следующим выводам:

1) Волны Максвелла «синхронны» (справедливость теории Максвелла, что скорость распространения радиоволн равна скорости света);

2) Можно передавать энергию электрического и магнитного поля без проводов.

В 1887 по завершении опытов вышла первая статья Герца «Об очень быстрых электрических колебаниях», а в 1888 -- ещё более фундаментальная работа «Об электродинамических волнах в воздухе и их отражении».

Герц считал, что его открытия были не практичнее максвелловских: «Это абсолютно бесполезно. Это только эксперимент, который доказывает, что маэстро Максвелл был прав. Мы всего-навсего имеем таинственные электромагнитные волны, которые не можем видеть глазом, но они есть». «И что же дальше?» -- спросил один из студентов. Герц пожал плечами, он был скромный человек, без претензий и амбиций: «Я предполагаю -- ничего».

Но даже на теоретическом уровне достижения Герца были сразу отмечены учёными как начало новой «электрической эры».

Делись добром ;)