Специфика мифических образов героя и антигероя: Гильгамеша и Хумбабы

курсовая работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги проделанной работы, можно сделать несколько важных выводов. Первое - шумеры, народ написавший «Эпос о Гильгамеше», были первой цивилизацией обладающей высокоразвитой письменностью - клинописью. Что же касается самого эпоса, то он является одним из древнейших письменных памятников эпической литературы и изложен в нескольких вариантах и на нескольких языках.

При анализе понятий «эпос» и «миф» было выяснено, какая между ними разница. Миф - это сакральная история, повествующая о каком-либо первосюжете, а эпос - это героическое повествование, рассказывающее нам историю какого-либо народа. Так же, в ходе исследования, было выявлено еще несколько существенных различий между этими двумя древнелитературными жанрами.

Что касается специфики взаимоотношений героя и антигероя, то в ходе исследования, было выяснено, что как и во множестве других произведений, происходит борьба, в ходе которой побеждает добро.

Следуя тому факту, что эпическое произведение повествует о реальной истории нарда, был найден прототип главного героя - Гильгамеша, это царь реально существовавшего города - Урука. Помимо этого, в работе был выдвинут возможный исторический, а не героический вариант «Эпоса о Гильгамеше». Все это было сделано на основе документальных данных о правителях Урука, а так же других исторических данных.

После краткого ознакомления с сюжетом, следует исследование мифологизма данного эпического произведения. Было найдено множество примет мифологического мышления и мировоззрения, таких как, путешествие героя на чужие земли, моральные и физические испытания и так далее. Все это говорит о наличии определенных классических элементов и традиций, свойственных как мифологическим, так и эпическим произведениям времен архаики.

В ходе исследования основной темы работы, были изучены и проанализированы характеры героя и антигероя эпоса - Гильгамеша и Хумбабы. Как вывод можно сказать, что герой - Гильгамеш, предстает перед нами в развитии - от самоуверенного богатыря, до человека, задумывающегося о неизбежности смерти, о ценности дружбы. Другими словами, на протяжении всего повествования Гильгамеш развивается духовно, благодаря своему другу - Энкиду. Вместе с тем, Гильгамеш, особенно в первой половине эпоса, обладает рядом таких качеств, как - дерзость, самоуверенность, бесстрашие. В общем, делая вывод о специфике характера главного героя, можно сказать, что в нем соединены воедино духовное и физическое развитие.

Образ антигероя в «Эпосе о Гильгамеше» представлен злым монстром - Хумбабой. Его характер менее разносторонний и противоречивый, чем у Гильгамеша. Хумбаба - это классический эпический антигерой, с огненным дыханием, несколькими головами и прочими атрибутами отрицательного персонажа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. М. 1979г.

2. Дьяконов И.М. Образ Гильгамеша (К вопросу о соотношении мифа и эпической поэзии). Труды Гос.Эрмитажа, Т. 2 1958 г.

3. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше. Перевод с аккадского статья и комментарии Дьяконова М. Изд. Академия наук СССР 1961 г.

4. Емельянов В.В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001 г.

5. Кикнадзе З. Эпос о Гильгамеше (Трансляция, перевод, комментарии, исследование) Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси 1965г.

6. Крамер С. "Мифология Шумера и Аккада", - М.: Просвещение, 1977г.

7. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1986 г.

8. Фингарет С. "Мифы и легенды Древнего Востока", - М., 2002 г.

9. Элиаде М. Аспекты мифа - М.: Академический Проект. 2000. С. 111 - 133.

10. http://www.hrono.info/text/ru/nech_irak.html

11. http://www.russianplanet.ru/filolog/index.htm

12. http://www.opentextnn.ru/history/myth/theory/?id=724

Делись добром ;)