Сравнение богословских взглядов восточных и западных апологетов II-III вв.

курсовая работа

2. Учение о Логосе

1. Восток

Учение Иустина Философа о Святой Троице лишено полноты и четкости. Он ясно отличает Ипостаси Св. Троицы, но вместе с тем триадология его несет оттенок субординационизма: «Мы чтим Творца мира в виде, какой признаем достойным. Мы научены, что Наставник тому есть Истинный Сын Божий. Мы ставим Его на втором месте, а на третьем - Пророческий Дух». 1 апол. Гл 23 Вообще, учению о Логосе св. Иустин уделяет много внимания.

Во внутритроичных отношениях происхождение Сына Божьего Иустин-Философ называет рождением от Отца. Также он указывает на предвечный характер этого рождения: «Сын Его, Слово,- прежде тварей Сущее с Ним и рождаемое, когда Он вначале все создал и устроил»Цит по Попов с 91. Иустин говорит и о том, как происходит рождение. Для примера он использует огонь: «От огня происходит другой огонь, но не уменьшается тот, от которого он вожжен» Там же. Все-таки, при склонности к субординации, Иустин Философ подчеркивает равенство Первого и Второго Лиц.

Сын Божий выступает у Иустина неким посредником между Богом-Отцом и тварным миром. Иустин считает, что рождение Сына происходит не по необходимости природы, а по воле Отца, который решил создать мир. По воле Его Логос сотворил мир и являет промысел о мире. Все явления Бога в Ветхом Завете есть явления Слова. В Логосе, по мнению Иустина, содержится вся совокупность идей о мире. Во всей своей полноте Логос явился во Христе, однако семя Логоса есть в каждой человеческой душе. Именно вследствие этого человек может познавать Бога.

Афинагор в своем учении о Троице достаточно ясен: «Кто не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедают Бога Отца и Бога Сына и Духа Святого и признают Их единство в силе и различие в порядке» (Гл 10). В своем богословствовании Афинагор близок к формуле никейского определения единосущия, т.к. постоянно говорит о единстве природы и Отца и Сына и Святого Духа, хотя у него и присутствует некое умаление Божества Святого Духа. Логос же Афинагор обозначает, как «идею и действие Отца»Цитпо сидоров с 217. Здесь подчеркивается космологическая роль Бога-Слова, т.к. все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.(Ин. 1, 3).Характерно то, что Сын прямо называется «Премудростью Отца» что вторит святоотеческой традиции отождествления Софии с Логосом. Сидоров с 218

Св. Феофил Антиохийский был первым, кто употребил термин «Троица»: «Три дня, которые были прежде светил, суть образы Троицы: Бога, Его Слова и Его Премудрости».(К автоликуII,15) Вообще, триадология занимает важное место в богословии Феофила. Характерными чертами этой Триадологии является то, что автор пытается начертать то, что позднее будет называться ипостасными особенностями Лиц Святой Троицы. В частности, он говорит о «излиянии» Святого Духа и рождении Слова. В учении же о Сыне и Духе есть некая неточность - он называет Духа «Премудростью», а в другом месте называет Сына «Духом Божиим», впрочем, эта неточность была характерна для многих отцов доникейского периода. Сидоров с 238

Слово участвует в домостроительстве Божьем. Причем, бытие Логоса понимается св. Феофилом достаточно своеобразно. До сотворения вселенной Слово - это «…есть Сын в том смысле, как об этом повествует Истина, гласящая о внутреннем Слове, всегда сущем в сердце Бога». К автоликуII, 22 «Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он задумал, тогда Он родил это Слово, как произнесенное». Там же Данное различие «внутреннего» и «произнесенного» Слова восходит к стоической психологии. Однако, при всем этом, св. Феофил не разделяет Второе Лицо Св. Троицы, а выделяет лишь два аспекта - бытийный, относящийся к внутритроичным отношениям, и домостроительный - по отношению к сотворенному миру. Стоическое понимание этих аспектов в триадологии св. Феофила трансформируется в православное.

Любопытный момент - при беглом чтении трудов некоторых апологетов можно обличить их в некорректности или даже в неправославном мудрствовании; но при более глубоком изучении нетрудно разобраться, что их богословие несет отпечаток той культуры, которую впитали эти отцы из язычества. Ведь православная терминология не была тогда еще отработана, и каждый использовал тот понятийный аппарат, который имел. Например, тот же св. Феофил Антиохийский. Когда он говорит о Слове, которое приняло «вид» Отца, а затем общалось с Адамом в Раю, он употребляет слово «рс?тщрпн», что значит «лицо». Но это слово употребляется в значении «наружности» или «облика», поэтому обвинять Феофила Антиохийского в смешении первого и второго Лиц Святой Троицы никак нельзя.

Мелитон Сардийский не оставил своих мыслей по поводу триадологии.

2. Запад

Тертуллиан. Его тринитарное учение формировалось в противостоянии двум крайностям богословской мысли: с одной стороны, Валентин с учением о 30 эонах, с другой - Праксей, предшественник Савеллия. Тертуллиан резко возражает против еретических мнений, что различие Лиц Святой Троицы можно свети к простой модальности. У него Бог одновременно и един и троичен: «Три суть не в существе, но в степени…все Три имеют одну сущность, одно, потому, что существует один Бог, и от одного Его исходят эти степени, эти образы, эти роды, под именем Отца, Сына и Святого духа». Против праксея гл. 2 Вместе с тем, в процессе раскрытия учения о Святой Троице, Тертуллиан воспроизводит субординационное учение. В полном смысле нерожденным и самобытным Богом у него является только Бог-Отец. Подобно Феофилу Антиохийскому, Тертуллиан говорит о том, что Слово было внутренним словом Бога-Отца. Однако, у св. Феофила Логос еще до творения мира был самостоятельной Личностью, а у Тертуллиана Второе Лицо получает самобытность только с того момента, как Бог произнес первое веление: Да Будет свет.. (Быт. 1,3). Скурат с 225

Рождение Сына обусловлено целями Откровения. Как и у Иустина Философа, у Тертуллиана Сын является посредником между Богом-Отцом и миром. Но отличительной чертоя является то, что Тертуллиан связывает эту посредническую деятельность с возвышенностью природы Отца: «Отец невидим по причине полноты величия, Сын видим по причине низшей степени Своего производного Существа». Цит по скурат с. 224 Явное неравенство между Лицами. В тоже время, в другом месте Сын есть «Всемогущий Бог» Против праксея гл 4, 8. Видимо, логика и практицизм Тертуллиана не позволяли дать равенство и Сыну и Отцу в силу некой «служебной» деятельности Сына по отношению к Богу. Сдругой стороны, могущество и сила Сына, который все сотворил, не позволяет не называть его Богом.

Ириней Лионский также представлял Бога Троичным, но большее значение придавал моменту единства. Скурат с. 195 Подробным исследованием внутритроичных отношений св.Ириней не занимался. Вместе с тем большую значимость представляет учение Иринея Лионского о Логосе. Это учение определялось, по мнению мученика Иоанна Попова, тремя факторами:

1) Учением предшественников

2) Малоазийскими вопоминаниями

3) Борьбой с гнозисом

Как пришлось убедиться ранее, апологеты первых веков невольно стремятся к оттенению различия между Словом и Отцом, представляя основной целью существования Слова творение мира. Логос во всем подчинен Отцу и получает отличное от Него бытие во времени. Это стремление к различению вызвано гностическими учениями об эманациях, отдельных от Бога и вне Его находящихся божественных существах. Святой Ириней, пытаясь исправить недоумения предшественников, старается показать единство Лиц. Он четко определяет, что нельзя различать Логос внутренний и Логос изреченный, так как это может внести антропоморфизм в представление о Боге. Он настаивает на совечности Бога Отца и Бога Сына. Ириней Лионский прямо указывает на Божественность Логоса и Отца: «Отец есть Господь, и Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог»(доказ. Ап. Проповеди., гл. 47). Упраздняя стремление к антропоморфизму, св. Ириней не избегает стремления к субординационизму, у него также, как и у остальных апологетов Сын действует властью Отца. А те факты, что Сын не знает время конца мира и то, что Сын видимо действует в мире материальном, дают несколько умаленное представление о Сыне. Попов с 120

Делись добром ;)