Структура великопостного Богослужения

курсовая работа

3.1 Особенности совершения всенощного бдения и Литургии в подготовительные Недели и Недели Четыредесятницы

На вечерни от Недели о мытаре и фарисее до пятой Недели поста на «Господи, воззвах» стихиры из Октоиха поются вместе со стихирами из Триоди. В первую подготовительную неделю, а также в 4-ю и 5-ю Недели поста на «Господи, воззвах» поются 7 стихир из Октоиха и 3 из Триоди. А в остальные Недели - 6 из Октоиха и 4 из Триоди. Стихиры на «Славу» на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне - из Триоди. Во 2-ю, 4-ю и 5-ю Недели поста в Триоди нет стихир на литии.

По освящении хлебов в указанные Недели поется тропарь «Богородице Дево…» трижды, а в Недели Торжества Православия и в Неделю Крестопоклонную - тропарь Богородице поется дважды и один раз тропарь празднства.

На утрени тропари на «Бог Господь…» в подготовительные Недели поются только воскресные тропари и их богородичные, а в Недели поста к ним добавляются тропари Триоди.

Полиелей и Непорочны. Согласно Уставу, от Сырной Недели до отдания Воздвижения Честнаго Креста на утрени вместо полиелея поются Непорочны, т. е. 118-й псалом: «Блаженни непорочные в путь…», или 17-я кафизма, названная так для отличия ее от других молитвословий, начинающимися и называющимися словом «Блаженны». Полиелей же поется только в те Недели, в которые случится праздник Господень, или Богородицы, или великого святого.

В приготовительные Недели: о блудном сыне, мясопустную и сырную - после полиелейных псалмов (134-го и 135-го) поется 136 псалом: "На реках Вавилонских…". Поводом для составления этого псалма послужили события 585 года до Рождества Христова, когда вавилонский царь Навуходоносор вторгся на территорию Иудейского царства, до основания разрушил Иерусалим и главную святыню иудеев - храм, а народ увел в плен. Церковь, напоминая нам о столь далеких событиях, и проводя некую аналогию между ними и духовной жизнью христианина, изображает «сокрушение души смертным грехом, после чего она подвергается преобладанию страстей и духов отверженных». Этот псалом не поется в первую подготовительную Неделю - о мытаре и фарисее - потому, что в этот день образ покаяния дан в евангельском чтении и в песнопениях. В этом же псалме говорится только о сокрушении - о сидении на реках Вавилонских. Во время поста он не поется потому, что смысл поста - в деятельном очищении от грехов и страстей, а не только в сокрушении о них. Христиане должны не только сознавать свою греховность, но стремиться к своему отечеству, к небесному Иерусалиму.

В Неделю крестопоклонную «непорочны (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется) (Указания за 2008 г. стр. 208).

Покаянные тропари. Во все подготовительные Недели и все Недели Четыредесятницы на утрени после Евангелия, «Воскресение Христово видевше…» и 50-го псалма «…поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной». На «Слава» вместо «Молитвами Апостолов…» поется «Покаяния отверзи ми двери…», в основу которого положена притча о мытаре. На «И ныне» вместо «Молитвами Богородицы…» - «На спасения стези…», составленного на основе притчи о блудном сыне. После пения первого стиха 50-го псалма вместо воскресной стихиры поется тропарь «Множество содеянных мною лютых…», в котором выражаются предсказания Спасителя о Страшном суде. Таким образом, эти три покаянные тропаря тесно связаны с воспоминаниями первых трех подготовительных Недель.

Канон. Можно выделить 4 вида соединения канонов на утрени в Недели рассматриваемого периода:

Таблица

Недели

Октоих

Триодь

Мытаря и фарисея, Блудного сына, Сыропустную и Торжества Православия

на 8

на 6

О Страшном Суде и Крестопоклонную

на 6

на 8

Свт. Григория Паламы

на 4

1-й на 4

2-й (святому) на 6

Прп. Иоанна Лествичника и Марии Египетской

на 6

1-й на 4

2-й (святому) на 4

По 3-й и 6-й песни канона - чтения из Триоди; воскресные кондаки в этот период опускаются. По 9-й песни после воскресного светильна на «Славу» читается светилен Триоди, на «И ныне» - Триоди.

В Неделю крестопоклонную после Великого славословия совершается вынос Креста на середину храма для поклонения. Великое славословие поется «тихогласно» (Тип. Гл. 49, стр. 343 на об.). «…В конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды, и чин выноса совершается так, как в праздник Воздвижения) - вынос Креста, произносится «Премудрость, прости» перед царскими вратами».

Хор трижды поет тропарь Креста «Спаси, Господи, люди Твоя…». Священник полагает на аналой блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Это песнопение трижды повторяет хор, и совершается целование Креста.

Стихиры на хвалитех.

Схема соединения стихир на хвалитех

Недели

Октоих

Триодь

О мытаре и фарисее

4

4

О блудном сыне

5

3

О Страшном Суде, Адамова изгнания, Торжества Православия и Григория Паламы

5

4

Крестопоклонную

4

5

Прпп. Иоанна Лествичника и Марии Египетской

8

1

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, на хвалитех на «Славу» поется стихира из Триоди, а евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне») (Тип. гл. 49, 2-е зри).

На часах. Тропарь воскресный. «Слава», тропарь Триоди (если есть). Кондак Триоди. Во 2-ю Неделю два кондака Триоди на часах чередуются.

На Литургии. В Недели Четыредесятницы, кроме Недели Ваий совершается Литургия св. Василия Великого. Вместо «Достойно есть…» поется «О Тебе радуется…» (Тип. гл. 49, Неделя первая святых постов, 1-е зри, стр. 339).

Блаженны на Литургии в Недели рассматриваемого периода читаются Октоиха на 6 и Триоди на 4, а в 4-ю и 5-ю Недели - только Октоиха (на 8).

Тропари и кондаки. В Недели подготовительные и Четыредесятницы поются по входе поются тропарь воскресный, тропарь и кондак храма; тропарь Триоди; вместо воскресного кондака поется кондак Триоди. В подготовительные Недели нет тропарей Триоди, а в 1-ю и 3-ю Недели опускаются тропарь и кондак храма.

Трисвятое. В Неделю крестопоклонную вместо трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…» (Тип., гл. 49, Неделя третья святых постов, стр. 349).

Прокимен и аллилуарий: в Недели о мытаре и фарисее, блудного сына - гласа; в Недели Иоанна Лествичника и Марии Египетской - гласа и святого (святой); в Недели мясопустную, сыропустную, Торжества Православия, Крестопоклонную - Недели. Православия. Во 2-ю Неделю поста - Недели и святителя. Апостол и Евангелие - Недели, а во 2-ю, 4-ю и 5-ю Недели - Недели и святого. Причастен в Недели о мытаре, о блудном, сыропустную - воскресный; в Недели мясопустную и Торжества Православия - воскресный и праведным; в Неделю Григория Паламы, Иоанна Лествичника и Марии Египетской - воскресный и святого; в Неделю крестопоклонную - Недели.

Делись добром ;)