Таврида - колыбель христианства Святой Руси. Исторический путь и современность

дипломная работа

1.1 История Тавриды до проповеди апостола Андрея

Таврида по праву носит название природной жемчужины Европы. Греческий историк Геродот так писал о ней: «Вся эта страна отличается необычайно холодными зимами; здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи ты не получишь... Замерзает море и весь Боспор Киммерийский... Вот такая зима бывает в течение восьми месяцев непрерывно; и в остальные четыре месяца здесь холодно». Геродот. «История». Изд-во «АСТ», М., 2007г., IV:28. В Большой советской энциклопедии о полуострове говорится, что он располагается на юге Европейской части СССР. Площадь 25,5 тыс. кв. км. Омывается на западе и юге Черным и на востоке Азовским морями. На севере соединяется с Восточно-Европейской равниной узким (до 8км) Перекопским перешейком. На востоке Крыма, между Черным и Азовским морем, располагается Керченский полуостров, на западе суживающаяся часть Крыма образует Тарханкутский полуостров.

Крымский полуостров - «природная жемчужина Европы» - в силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времен являлся перекрестком многих морских транзитных дорог, соединявших различные государства, племена и народы. Наиболее известный «Великий шелковый путь» проходил через Таврический полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он соединял между собой воедино все улусы монголо-татарской империи и сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

Полуостров состоит из равнинно-степной, горнолесной, южнобережной и керченской природно-климатических зон. Короткая теплая зима и продолжительное солнечное лето, богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды помогало развиваться многим ремеслам, металлургии, горному делу. Яйлы - платообразные безлесные вершины Крымских гор, проходящих тремя грядами по югу полуострова от Севастополя до Феодосии, были удобными площадками для строительства укрепленных поселений, внезапно захватить которые было практически невозможно. Узкий восьмикилометровый Перекопский перешеек связывал Крымский полуостров с европейским материком и мешал воинственным племенам незамеченными входить в Крым для захвата рабов и добычи.

Судя по результатам исследований археологов, Таврический полуостров был заселен с незапамятных времен. Свидетельства этого хранит еще праистория. Примерно около 150.000 лет назад, задолго до рождения общепризнанного отца истории Геродота, в здешних пещерах и гротах селились первобытные люди. Человеческие стоянки эпохи раннего и среднего палеолита были обнаружены во многих местах Крыма (Ак-Кая у Белогорска, Чокурча возле Симферополя, Староселье в Бахчисарае и пр.) Это официальная точка зрения светских ученых, но мы, отталкиваясь от христианского летоисчисления, которое основано на библейской хронологии укажем, что этот процесс происходил примерно в V - IV тысячелетии до нашей эры. Мы будем брать за основу свидетельства ученых о Всемирном потопе. По одному из таких свидетельств в 1955 году во время экспедиции на гору Арарат одному из энтузиастов американцу Ф. Наварре удалось вырубить изо льда кусок доски Ноевого ковчега. Радиоуглеродный анализ определил возраст доски в 5 тысяч лет, что полностью соответствует библейской хронологии. Мельников В. Всемирный потоп: миф или реальность? // Вечерний Новосибирск. 2000. 11 авг. С. 2. Исходя из этого, предположим, что потомки Ноя пришли и обосновались на Таврическом полуострове именно в означенный нами период. В I тысячелетии до нашей эры началась эпоха киммерийцев. Так ассирийцы называли северных соседей государства Урарту. Ираноязычные племена вторглись на полуостров в давние времена. Среди античных авторов, кроме Геродота, упоминание об этом народе можно найти у Гомера. В «Одиссее» поэт нарисовал довольно мрачную картину Крыма. Страна киммериан, как он описывал, вечно покрыта пеленой туманов и мглой облаков, сквозь которые никогда не пробивается луч солнца. Здесь великий грек поместил преддверие Аидова царства мертвых. С тех пор климат, к счастью, переменился... В VIII-VII веках до н.э. кочевые киммерийские племена объединились для походов в Малую и Среднюю Азию. Следы народа, частично вытесненного скифами или ассимилировавшего с аборигенным населением, сохранились в топонимике Крыма: Боспор Киммерийский (ныне г. Керчь), Киммерик (древнее поселение на западных склонах горы Опук, южное побережье Керченского полуострова) и пр. Некоторые ученые склоняются к тому, что киммерийцы являются создателями, так называемой кизил-кобинской культуры (VII-VI вв. до н.э.). Другие связывают ее с таврами, которые населяли южную часть полуострова примерно в те же времена (Х-IХ вв. до н.э.). От их имени (тавр - горный массив) древние греки называли юг горнолесной зоны Таврикой. В средние века, до XV в., название распространилось на весь полуостров.

Письменные источники донесли до нас сведения о жестокости и дикости тавров, якобы практикующих человеческие жертвоприношения. Моряков, потерпевших кораблекрушение у скалистых берегов Таврики, отводили в храм местной богини Девы, который находился на высокой скале, и сбрасывали в море. Народ сходился посмотреть на «священнодействие». Так писали греки, а как все происходило (и происходило ли) на самом деле нам не известно. На основе же сих кровавых легенд древние писатели создавали свои произведения (например, «Ифигения в Тавриде» Еврипида).

Перейдем к античному периоду. В это время культуры и народы сменяют друг друга на этом клочке суши, как в калейдоскопе.

В середине VIII века до нашей эры в Причерноморье и на северо-востоке от Эгейского моря появляются греческие колонисты. Нехватка пахотных земель и месторождений металлов, политическая борьба в полисах - греческих городах-государствах, неблагоприятная демографическая обстановка вынуждали многих греков искать для себя новые земли на побережьях Средиземного, Мраморного и Черного морей. Жившие в Аттике и в области Иония на побережье Малой Азии древнегреческие племена ионийцев первыми открыли страну с плодородной землей, богатой природой, обильной растительностью, зверями и рыбой, с широкими возможностями торговли с местными племенами "варваров". Плавать по Черному морю могли только очень опытные моряки, которыми и были ионийцы. Грузоподъемность греческих кораблей достигала 10000 амфор - основной тары, в которой перевозились продукты. Каждая амфора вмещала в себя 20 литров. Жители крупнейшего греческого города-государства Милета на берегах Эвксинского Понта (еще одно древнее название Тавриды), основали более 70 поселений. Эмпории - греческие торговые пункты - начали появляться на берегах Черного моря в VII веке до н.э., первой из которых у входа в Днепровский лиман на острове Березань стала Борисфенида. Затем в первой половине VI века до н.э. в устье Южного бута (Гипаниса) появилась Ольвия, в устье Днестґра - Тирас, а на Керченском полуострове - Феодосия (на берегу Феодосийского залива) и Пантикапей (на месте современной Керчи). В середине VI века до н.э. в восточном Крыму возникли Нимфей (в 17 километрах от Керчи у села Героевка, на берегу Керченского пролива), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керченского залива), Мирмекий (на Керченском полуострове, в 4 километрах от Керчи), Китей (на Керченском полуострове, в 40 километрах к юге от Керчи), Парфений и Парфий (к северу от Керчи), в западном Крыму - Керкинитида (на месте современной Евпатории), на Таманском полуострове - Гермонасса (на месте Тамани) и Фанагория. На южном берегу Крыма возникло греческое поселение, получившее название Алупка. Греческие города-колонии были самостоятельными городами-государствами, не зависящими от своих метрополий, но поддерживавшими с ними тесные торговые и культурные связи. При отправке колонистов город или сами уезжающие греки выбирали из своей среды руководителя колонии - ойкиста, главной обязанностью которого при образовании колонии было разделить между греками-колонистами территорию новых земель. На этих землях, называемых «хорой», находились участки граждан города. Все сельские поселения хоры подчинялись городу. Города-колонии имели свою конституцию, свои законы, суды, чеканили свои монеты. Политика их была независима от политики метрополии. Греческая колонизация Северного Причерноморья в основном происходила мирным путем и ускорила процесс исторического развития местных племен, значительно расширив области распространения античной культуры.

Около 660 года до н.э. греками был основан у южного устья Боспора Византий, для сбережения греческих торговых путей. Впоследствии, в 330 году римским императором Константином на месте торгового города Византия, на европейском берегу пролива Босфор, была основана новая столица государства Константина - "Новый Рим", которая через некоторое время стала называться Константинополем, а христианская империя римлян - Византийской.

После разгрома Милета персами в 494 году до н.э. колонизацию Северного Причерноморья продолжили греки-дорийцы. Выходцами из древнегреческого города на южном побережье Черного моря Гераклеи Понтийской в конце V века до н. э., на юго-западном побережье Крымского полуострова был основан в районе современного Севастополя Херсонес Таврический. Город был построен на месте уже существовавшего поселения и среди всех жителей города - тавров, скифов и греков-дорийцев, поначалу было равноправие.

К концу V века до н. э., греческая колонизация Крыма и берегов Черного моря была завершена. Поселения греков появлялись там, где была возможность регулярной торговли с местным населением, обеспечивавшей сбыт аттических товаров. Колонисты выращивали виноград, зерновые, завезли много культурных деревьев. Важно отметить тот факт, что вместе с колонизацией Эллины принесли на полуостров свою цивилизацию, которая постоянно искала мудрости, о чем ярко свидетельствует апостол Павел. И как мы дальше увидим, именно греческие колонисты первыми приняли истинную мудрость от апостола Андрея.

В VII век до н.э. - III век н.э. - на исторической арене появляются скифы, пришедшие из степей северного Причерноморья и Кавказа. Это был народ кочевников и воинов. Царь Атей, объединив скифов в солидное войско, предпринял ряд дерзких набегов на земли соседей. Но после поражения, нанесенного скифам Филиппом Македонским и стоившего Атею жизни, а также под натиском сарматов, скифам пришлось оставить степи между устьями Дуная и Дона. Они основали свое государство в Крыму, столицей которого в III в. до н.э. стал Неаполь Скифский (современный Симферополь). Государство достигло расцвета при царе Скилуре и его сыне Палаке (II в. до н.э.). Скифы стремились завоевать выходы к морю и потеснить греков на побережье. Вспыхивали войны. Херсонес, начиная с конца III - II веке до н. э. в союзе с сарматскими племенами, постоянно воевал со скифами. Не надеясь на собственные силы, в 179 году до н.э., Херсонес заключил договор о военной помощи с Фарнаком I - царем Понта, государства, возникшего на Южном побережья Черного моря в результате распада государства Александра Македонского. Скажем, что Понтом являлась древняя область в северной части Малой Азии, платившая дань персидским царям. В 502 году до н. э. персидский царь Дарий I превратил Понт в свою сатрапию. Со второй половины IV века до н. э. Понт входил в состав империи Александра Македонского, после распада которой стал независимым. Первым царем нового государства в 281 году до н. э. объявил себя Митридат II из персидского рода Ахеменидов, а в 301 году до н. э. при Митридате III страна получила название. Понтийского царства со столицей в Амасии. В договоре 179 года до н. э. заключенным Фарнаком I с вифинским, пергамским и каппадокийским царями, наряду с Херсонесом гарантами этого договора являются и сарматские племена во главе с царем Гаталом. В 183 году до н. э. Фарнак I завоевал Синопу - портовый город на южном побережье Черного моря, при Митридате V Евергете ставшей столицей Понтийского царства. С 111 года до н. э. царем Понтийского царства становится знаменитый Митридат VI Евпатор, своей жизненной целью поставивший создание мировой монархии.

После первых поражений от скифов, потери Керкинитиды и Прекрасной гавани, и начавшейся осады столиц, Херсонес и Боспорское царство обратились за помощью к царю Понта Митридату VI Евпатору.

Митридат в 110 году до н. э. послал на помощь большой понтийский флот с шеститысячным десантом гоплитов - тяжеловооруженных пехотинцев, под командованием Диофанта, сына знатного понтийца Асклапиодора и одного из своих лучших полководцев. Скифский царь Палак, узнав о высадке войск Диафанта вблизи Херсонеса, попросил о помощи царя сарматского племени роксоланов Тасия, приславшего 50 тысяч тяжеловооруженных конников. Сражения проходили в гористых районах южного Крыма, где роксаланская конница не смогла развернуть свои боевые порядки. Флот и войска Диофанта совместно с херсонесскими отрядами уничтожили скифский флот и разгромили скифов, больше года осаждавших Херсонес. Разбитые роксоланы покинули Крымский полуостров.

Об этих событиях упоминает греческий географ и историк Страбон. В своем труде «География» он писал: «Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легковооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае роксоланы числом около 50000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диафантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены». Страбон. «География». Изд-во «Ладомир», М.,1994г., VII.3.17. В битвах с Диафантом скифы потерпели поражение, а Херсонес попал в зависимость от Понта. Упомянем и о Диофантовых войнах. Так как скифы постоянно возобновляли нападения, понтийский царь Митридат VI Евпатор дважды посылал своего полководца Диофанта с войском в Крым для помощи херсонеситам в отражении нападений. Обе кампании увенчались победой, и в честь Диофанта на площади Херсонеса была установлена статуя. После третьего победного похода Диофант присоединил Боспорское государство к владениям своего царя. Историки сознательно приписывают ему еще несколько блестящих походов, которые он, возможно, и не совершал. Авторитет выдающегося полководца античности столь велик, что ряду удачных военных походов того столетия дали общее название «диофантовы войны». В 107 год до н.э. - в Боспорском царстве вспыхнуло восстание под предводительством скифа Савмака. И снова Митридат посылает Диофанта для усмирения бунтовщиков. Платой за военную помощь стало присоединение Боспора к владениям Митридата, который вскоре затеял войну с Римом. Увы, выдающийся правитель античности был предан собственным сыном Фарнаком, перешедшим на сторону римлян. Фарнак выразил Риму полную покорность, за что был оставлен царем Боспора с подчинением ему Херсонеса, которыми правил до 47 года до н. э. Государствами Северного Причерноморья была утрачена политическая самостоятельность. Только территория тавров от Балаклавы до Феодосии оставалась независимой до прихода римских воинских соединений на Крымский полуостров.

В 50-х годах I века в Римской империи Цезарь и Помпей начали гражданскую войну. Фарнак решил восстановить бывшее царство своего отца и в 49 году до н. э. отправился в Малую Азию возвращать себе понтийский престол. Он добился значительных успехов, но 2 августа 47 года до н. э. в сражении у города Зелы войско понтийского царя было разгромлено римскими легионами Юлия Цезаря, в донесении Сенату Рима написавшего свои знаменитые слова: «Veni, vidi, vici» - «пришел, увидел, победил». Фарнак вновь подчинился Риму и был отпущен назад в свои крымские земли, где в междоусобной борьбе был убит местным вождем Асандром. Победивший в гражданской войне Юлий Цезарь не принял Асандра и послал Митридата Пергамского занять Боспорское Царство, который не сумел этого сделать и был убит. Асандр женился на дочери Фарнака Динамис в 41 году до н. э. был объявлен боспорским царем. В царстве постепенно восстановился прежний порядок и начался новый экономический подъем.

В 16 году до н. э. экономический и политический подъем Боспорского царства вызывает неудовольствие Рима, Асандра вынуждают уйти с политической арены и передать свою власть Динамии, вскоре вышедшей замуж за Скрибония, захватившего власть на Боспоре. Это было не согласовано с империей и Рим послал в Крым понтийского царя Полемона I, который в борьбе со Скрибонием с трудом утвердился на престоле и правил Боспорским царством с 14 до 10 года до н. э.

Новым мужем Динамис и боспорским царем становится Аспург. Известны несколько войн Боспорского царства со скифами и таврами, в результате которых часть их была покорена. Однако в титуле Аспурга при перечислении покоренных народов и племен нет тавров и скифов.

В 38 году римский император Калигула передал боспорский престол Полемону II, который не смог утвердиться на Керченском полуострове, и после смерти Калигулы новый римский император Клавдий в 39 году назначает боспорским царем Митридата VIII, потомка Митридата VI Евпатора. Брат нового боспорского царя Котис, посланный им в Рим, сообщил Клавдию о том, что Митридат VIII готовится к вооруженному мятежу против римской власти. Посланные на Крымский полуостров в 46 году римские войска под командованием легата римской провинции Мезии, существовавшей на территории современных Румынии и Болгарии, А. Дидия Галла свергли Митридата VIII, который после ухода римских войск попробовал вернуть власть, что потребовало новой римской военной экспедиции в Крым. Легионеры Г. Юлия Аквилы, посланные из Малой Азии, разбили отряды Митридата VIII, захватили его и доставили в Рим. Именно тогда, по сообщению Тацита, у южного берега Крыма тавры захватили несколько римских кораблей, возвращавшихся домой.

Новым боспорским царем в 49 году н.э. стал сын Аспурга и Фракийской принцессы Котис I, с которого начинается новая Династия, уже не имеющая греческих корней. При Котисе I начинает восстанавливаться в больших объемах внешняя торговля Боспорского царства. Основными товарами были традиционное для Северного Причерноморья зерно, как местного производства, так и доставлявшееся из Приазовья, а также рыба, скот, кожи и соль. Самым крупным продавцом являлся боспорский царь, а основным покупателем стала Римская империя. Римские торговые корабли имели до двадцати метров в длину и до шести в ширину, осадку до трех метров и водоизмещение до 150 тонн. В трюмах могло помещаться до 700 тонн зерна. Строились и очень большие суда. В Пантикапей привозили для продажи всем племенам Северного Причерноморья оливковое масло, металлы, строительные материалы, стеклянную посуду, светильники, предметы искусства.

С этого периода Римская империя контролирует все черноморское побережье, кроме колхидского. Боспорский царь перешел в подчинение наместнику римской малоазиатской провинции Вифинии, а юго-западная часть Крымского полуострова вместе с Херсонесом была подчинена легату Мезии. Города Боспорского царства и Херсонес устраивало такое положение, так как Римская империя обеспечивала развитие экономики и торговли, осуществляла их защиту от кочевых племен. Римское присутствие на Крымском полуострове обеспечило экономический расцвет Боспорского царства и Херсонеса в начале нашей эры.

Херсонес был на стороне Рима во время всех римско-боспорских войн, за участие в которых получил от империи право чеканки золотой монеты. В это время связи Рима и Херсонеса значительно укрепились. Примерно в это же время в Крым с проповедью о Христе приходит святой апостол Андрей Первозванный.

Делись добром ;)