3. Омовение ног
Прервав их спор, Иисус вразумил учеников, напомнив, что они не должны стремиться к возвышению себя, им надо заботится о взаимном служении друг другу.
В подтверждение своего завета смирения и взаимного служения. Христос встал из - за стола и снял с себя верхнюю одежду, оставшись в одной тунике, как раб. Затем взял полотенце и, подобно рабу же, перепоясался им, налил воду в умывальницу и начал умывать ноги апостолам и вытирать полотенцем которым опоясался.
Повествуя об этом, святой Евангелист Иоанн говорит: и это сделает Тот, Который знал, что Бог все передал в Его власть - что Он от Бога исшел и к Богу отходит! Христос так возлюбил людей - «Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» - что не погнушался им Своим примером показать им, насколько смирение и короткость необходимы для вступление в Царство Божие. Омывая ноги апостолам, Он не отвернулся и от Иуды в напоминании о заповеди любить врагов и благо творить ненавидящим.
Мы призваны делать добро всем, но как часто тяготит нас эта обязанность! Идет ли дело о помощи бедным - с нас довольно заметить в них какую - либо прочную привычку, хитрость или ложь, чтобы отказаться от исполнения долга. Мы не хотим допустить, что крайняя нищета уничтожает душу, что она ведет к тяжким искушениям, и мы сами бы уступили им, будучи подвергнуты такому испытанию. Нам нужно каких - то идеальных нищих, но между теми несчастными и нами разница только в степени, а не в существе греховности. Иисус же Христос был воплощением святости - зная, что «Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его», Он склонил колена перед Иудой.
Но когда спаситель подошел к апостолу Петру, тот не выдержал - он поражен был действиями Учителя, несообразными, по его мнению, с его высоким достоинством - и во второй раз дерзнул прекословить Христу:
- Господи, Тебе ли умывать мои ноги?
То есть тебе ли исполнять обязанность слуги, тогда как мы ждем наступления Твоего Царства, где все преклоняются пред Тобою?
«Иисус сказал ему: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумишь после».
Однако Петр упорствовал. Он сказал:
- Не умоешь ног моих вовек.
Несомненно, апостол Петр, оказывая такое неповиновение, руководствуясь чувством беспредельного благоговения перед Христом и чувством своего недостоинства. Но искроенное смирение всегда исходит из послушания воли Божией. И Господь предостерег апостола от сопротивления спасительной воле Господней.
- Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
При этих таинственных словах апостол Петр понял, что речь идет о деле, более значительном, нежели простое омовение. Он попросил омыть все открытые части тела:
- Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову!
- Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, - ответил Христос. - И вы чисты, не все. - ибо Он знал предателя своего.
Этими словами как бы обращаясь к совести Иуды и давая ему возможность одуматься.
Окончив омовение ног, Иисус надел Свою верхнюю одежду и опять возлег за пасхальным столом. Понимаете ли вы, что Я сделал вам? - спросил Он апостолов. Вы правильно называете меня учителем и Господом, и если Я омыл вам ноги, то и вы должны всегда и во всем проявлять смирение и деятельную любовь к ближнему.
«Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Но не о всех я говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на меня пяту свою».
То есть ученики еще не знали, что среди них есть предатель, но должны были вспомнить слова Учителя, «когда сбудется» предреченное.
- Введение
- 1. Приготовление пасхальной вечери
- 2. Спор учеников
- 3. Омовение ног
- 4. Тайная вечеря
- 5. Удаление Иуды с тайной вечери
- 6. Установление таинства Евхаристии
- 7. Окончание тайной вечери
- 8. Прощальная беседа Господа с учениками
- 9. Притча о виноградной лозе
- 10. О ненависти мира к ученикам Христовым
- 11. О победе мира к ученикам Христовым
- Список литературы