Тема смерти и воскресения в посланиях апостола Павла

курсовая работа

2.1 Анализ фрагментов посланий апостола Павла, посвященных теме смерти и воскресения

Основные фрагменты, на которые стоит обратить внимание, говоря о богословии смерти и воскресения у апостола Павла следующие: 1 Кор, 15 глава; 2 Кор 4 и 5 главы; Рим, 6 глава; Флп, 3 глава; 1 Фес, 4 глава.

Первым стоит рассмотреть текст 15 главы первого послания к Коринфянам, этого своеобразного гимна воскресению. Апостол утверждает, что Христос умер, погребен и воскрес по Писанию (1 Кор, 15: 3-4), и об этом свидетельствуют Его явления ученикам после воскресения (апостол указывает на 5 явлений) и самому Павлу. Протоиерей Стефан Жила хорошо выражает логику апостола Павла, доказывающую всеобщее воскресение: «Доказав истину воскресения Христа многими примерами, апостол призывает признать истину всеобщего воскресения (15,12). Не верить в воскресение мертвых, значит, не верить и в воскресение Христово (15,13), значит и христианства, как религии воскресения - нет. А если признать, что Христос воскрес, но мертвые не воскреснут, то спрашивается, зачем и воскресал Христос? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а значит вера христианская тщетна, напрасна: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, и тщетна и вера наша» (15,14).

Кроме того, если не признать воскресения Христа, то все дело проповеди апостолов оказывается лживым, рушится учение о восстановлении падшей в грех человеческой природы, учение о победе Христа над смертью, т.е. рушится все здание новозаветного Христова учения (15,12-19). Тогда и «крестятся для мертвых (15,29), т.е. крещение не возрождает в жизнь вечную.

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15,20), - чему апостол показал ранее стольких свидетелей. Да Он и должен был воскреснуть, чтобы Своим воскресением положить начало всеобщему воскресению, потому что «как смерть вошла в мир через человека, так через человека Христа воскресение мертвых. Как в Адаме все умирает, так во Христе все оживут (1 Кор, 15,21-22). Через Адама все впали в смерть, а через родоначальника новой жизни все получили способность восстать из смерти в жизнь. Сила воскресения Христа так велика, что из Него исходит жизнь для всех, как и грех Адама был так велик, что все его потомки подверглись его наказанию - смерти». Жила С. Прот. Руководство к изучению посланий святого апостола Павла и Апокалипсиса

Важное замечание о богословии воскресения в 1 Кор, 15 дает англиканский епископ Том Райт, указывая, что: «Вся эта глава несет в себе отголоски первых трех глав Книги Бытия. Это богословие нового творения, а не упразднения творения. И в центре главы стоит сравнение двух типов тел: нынешнего и будущего» Райт (Том), Епископ. Главная тайна Библии Смерть и жизнь после смерти в христианстве. - М.: Эксмо, 2009. - С.135.. И действительно, Павел пишет (1 Кор, 15: 42-45): «Так и воскресение мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в бесчестии, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть и духовное. Так и написано: стал первый человек, Адам, душою живою; последний Адам - духом животворящим». Стоит обратить внимание, что в данном отрывке нет противопоставления «тела физического» и «тела духовного». Там противопоставлены два типа тел: нынешнее, склонное к порче и тлению и обреченное на смерть, - и будущее, свободное от порчи, нетленное и уже никогда не умирающее. Когда апостол говорит о том, что «плоть и кровь царства Божия не наследуют», он не имеет в виду, что материя будет упразднена. «Плоть и кровь» -- это специфический термин для описания всего, что портится, изменяется и обречено на смерть. Тут опять же противопоставляется не то, что мы сегодня называем физическим и нематериальным, но тленная физическая природа -- физической природе нетленной.

Важно также рассмотреть, что обозначают слова о том, что Христос - «начаток» воскресения. Эти слова отсылают нас к иудейской Пасхе и Пятидесятнице, праздникам спасения, дарованного Богом. Епископ Том Райт пишет так об этом: «На Пасху в дар Господу приносили первые созревшие зерна ячменя. Семь недель спустя отмечалась Пятидесятница, когда приносили первую пшеницу. Приношение первых плодов означало, что за ним следует большая жатва. Разумеется, с точки зрения истории спасения Пасха была воспоминанием об исходе Израиля из Египта, а Пятидесятница -- о прибытии к Синаю и о даровании Торы». Райт (Том), Епископ. Главная тайна Библии Смерть и жизнь после смерти в христианстве. - М.: Эксмо, 2009. - С.147. Следуя этой метафорической логике апостола Павла, если Христос - начаток воскресения, то за ним должны последовать великие плоды победы над смертью!

Важно вновь подчеркнуть, что апостол настаивает на телесном воскресении, на даровании Богом человеку нового тела (Рим 15: 51-53): «Вот я говорю вам тайну: все мы не умрём, но будем все изменены, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит она, и мёртвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены. Ибо надо, чтобы это тленное естество облеклось в нетление, и это смертное естество облеклось в бессмертие».

Для более полного понимая проблемы смерти и воскресения следует обратиться ко второму Посланию к Коринфянам, а точнее его 4 и 5 главам. Рассказ о воскресении в главах 4 и 5 2 Кор входит в состав описания апостольства Павла. Павел так говорит о своем служении: «Сокровище это мы носим в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы принадлежало Богу, а не было от нас». И развивая эту мысль, он переходит к надежде будущего, в контексте которой обретает должный смысл нынешняя жизнь с ее противоречиями и страданиями. И если бы это место кончалось последними стихами главы 4, то можно было бы предположить, что апостол противоречит сам себе (15 главе 1 послания к Коринфянам) и желает покинуть тело и стать чистым духом: «Если и разрушается внешний наш человек, то наш внутренний обновляется со дня на день». Если бы не было 5 главы, то вполне можно было бы обвинить апостола в платонизме, с его презрением к телу и желанием жизни души, где уже нет тела - гроба души. Но это не так! В главе 5 Павел говорит о новой «палатке», или «скинии», которую мы получим. Это новый дом, новое жилище, новое тело, заготовленное для нас Богом (и опять же хранящееся на «небесах»), которое мы наденем на себя поверх старой «палатки», чтобы смертное было поглощено жизнью. Надежда Павла - надежда на новое тело, лишенное склонности к смерти и тлению (2 Кор, 5: 17): «если кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, вот наступило новое».

Богословие смерти и воскресения послания к Филиппийцам тождественны богословию первого и второго посланий к Коринфянам: «А наше гражданство уже теперь на небесах, откуда мы и ожидаем, как Спасителя, Господа Иисуса Христа, Который преобразит тело уничижения нашего по образу тела славы Его действием той силы, которой Он может и подчинить Себе всё». Когда Павел пишет, что «наше гражданство на небесах», он не говорит о платоническом освобождении от тела и переселении в мир духа, неба. Смысл в другом: наш Спаситель, Господь, Царь придет с небес на землю, чтобы изменить нынешнюю ситуацию и положение своих подданных. Ключевое слово здесь «преобразит»: Он «преобразит тело уничижения нашего по образу тела славы Его». Иисус нигде не говорил, что нынешнее телесное состояние есть нечто излишнее и что надо от него избавиться. С другой стороны, важно избежать другой крайности, думая то воскресение - лишь усовершенствование тала. Нет, действием великой силы Бог изменит нынешнее тело, так что обновленное тело будет подобно собственному телу воскресшего Христа, и это входит в план Иисуса привести все к подчинению себе.

Немного с другой стороны Павел рассматривает проблему смерти и воскресения в первом послании к Фессалоникийцам, где делает акцент на том, чтобы (1 Фес, 4: 13-18): «Вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведёт чрез Иисуса с Ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и тик всегда с Господом будем: поэтому утешайте друг друга словами этими». Прежде всего, он здесь предостерегает от скорби в вопросе о судьбе умерших. Факт смерти и воскресения Христа есть залог будущего всеобщего воскресения. Относительно времени наступления этого дня (парусии) апостол утверждает только его (Согласно толкованию протоиерея Валентина Уляхина):

1) неожиданность, внезапность;

2) неотвратимость.

1) Неожиданность: «День Господень так придет, как тать ночью» (5,2), т.е. тайну этого дня Бог положил в своей власти и никто не знает времени пришествия его (Мф.24,36). Поэтому надлежит постоянно бодрствовать, всегда быть готовым предстать на суд. «Последний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни» (Блаженный Августин). Кто будет проводить жизнь беспечно, думая, что день тот придет не скоро, тот уже не успеет покаяться, когда он наступит. Во время полной духовной беспечности, прекращения всякой духовной брани, «когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (5,3, см. притчу о безумном богаче, Лк.12,16-20). Но кто «хорошо подготовится к своей кончине, тот от всеобщей не потерпит никакого вреда» (святитель Иоанн Златоуст).

2) Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, которая, хотя и знает, что ей неминуемо придется родить, но не знает срока, и если будет в беспечности, то роды могут случиться в неподходящей обстановке». Уляхин В. Прот. Священное писание нового завета. Апостол. - М.: Издательство ПСТГУ, 2009. - С.163

Как и предыдущие фрагменты посланий апостола Павла, в первом послании к Фессалоникийцам утверждается телесное воскресение при парусии (1 Фес, 4:14): «Если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведёт чрез Иисуса с Ним».

Анализ 6 главы послания к Римлянам лишь утверждает убежденность в телесном воскресении, в обновлении тела тления в тело духовное, подобное телу воскресшего Христа: Крестившись в «смерть Христову», христианин похоронил свое греховное тело и совоскрес Христу в теле духовном. Но осуществление этого совоскресения происходит в течение всей жизни христианина, в процессе духовной брани со грехом. Крещение в смерть Христову (6,3) есть сораспятие и соумирание Христу, т. е. не только нравственное, юридически-формальное принятие Его искупительного подвига, но реальное со-страдание со Христом на Кресте. «Сораспятие» наше Христу совершается на нашем жизненном кресте, который мы несем, следуя за Христом.

В крещении распинается «ветхий наш человек», т.е. наша склонность ко греху, лукавое расположение духа; упраздняется «тело греховное» (6,6), наступает «смерть греху» и «освобождение от греха» (6,7). А чтобы уверить нас в возможности такой свободы от греха, апостол указывает на Христа, Который «воскреснув из мертвых, уже не умирает» (6,9). В крещении мы восприняли и эту силу жизни Христа - силу благодати воскресения, с которой и должны побеждать грех.

Мы принимаем крещение, чтобы ветхий человек и его тело были сораспяты со Христом и тело греха преображено было в тело духовное, не знающее тления и греха. Проанализировав основные фрагменты посланий апостола Павла, посвященные смерти и воскресению Иисуса Христа, мы переходим к подведению итогов работы и анализу того, что же есть смерть и воскресение человека согласно апостолу Павлу.

Делись добром ;)