logo
Учение Иоанна Кронштадтского о православном служении

1.2 Алкоголь в истории: от обрядового средства к орудию разрушения

Сравнивая с возрастом человека современного типа - homo sapiens (не менее 40 тыс. лет) время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, вроде пива, коротко: максимум 4 -- 10 тыс. лет. Ещё короче время потребления крепкого алкоголя, типа водки, полученного путём перегонки - не более 500 лет. То есть потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10 -- 25%, а крепких алкогольных изделий - не более 1,25% возраста "человека разумного". Люди эпохи раннепервобытной общины собирателей и охотников алкоголя не знали. Лишь с переходом к позднепервобытной производящей общине, со VIII-II тыс. до н. э., жители материка Евразия начали изготавливать и потреблять слабоградусные алкогольные изделия, полученные путём естественного сбраживания: пиво, мёд (как хмельной напиток), а позднее в южных районах и виноградное сухое вино. Каковы причины и виды общественного алкоголизма? (Под последним мы вслед за С.А. Первушиным понимаем здесь вообще потребление алкоголя.) Первоначально возник алкоголизм обрядовый, бытовой. Открыв наркотические свойства алкоголя, первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных, обрядовых целях на нечастых сезонных пирах, которые были необходимым условием поддержания дружественных межобщинных и внутриобщинных связей. Причём приём алкоголя не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, где большая часть времени отводилась совместному вкушению "праздничной" еды, "театральным представлениям", песням, танцам, играм, спортивным состязаниям. Опьянение было лёгким, напиваться допьяна было не принято.

С увеличением прибавочного продукта, имущественным расслоением общества появился алкоголизм столовый или "буржуазный": более частое потребление алкоголя как обычного предмета питания, "для удовольствия", вне связи с праздником. Такой алкоголизм присущ состоятельным людям в классовых обществах.

Позднее возник алкоголизм, порождаемый неудовлетворенностью, в т. ч. социальной неудовлетворенностью, прежде всего - неуверенностью в завтрашнем дне, и моральной неудовлетворенностью.

И. В. Сажин, отмечая значение социально-экономических условий в распространении алкоголизма, вместе с тем, подчеркивал роль алкогольных предрассудков, заразительность дурных примеров, отсутствие сознания общественного долга. На социальную обусловленность чрезмерного потребления спиртных -напитков указывал в своих первых статьях Н. Ф. Гамалея (1910 г.). А. Шилов, полемизируя с И. X. Озеровым, отмечал ту "роковую роль", которую играет в развитии пьянства "алкогольный капитал". "...Заинтересованность кругов, больших и влиятельных, в широком распространении спиртных напитков составляет главное препятствие успехам антиалкогольного движения" . Подъём, а затем и взрыв потребления спиртного вначале в городских поселениях и позднее в деревне среди части крестьянства произошел в период становления и развития капитализма, в XVI-XVIII вв. и особенно в XIX - начале XX вв. У значительной части населения характер потребления алкоголя изменился. Прежде потребление было редким и умеренным, опьянение - легким. Теперь потребление стало частым и обильным, опьянение - тяжёлым, оглушающим, особенно в водкопотребляющих странах. По заключению выдающегося русского психиатра-исследователя алкогольного вопроса И.А. Сикорского, "раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями, до алкоголизма всего населения включительно".

Потребление алкоголя стало грозить здравому развитию человечества и даже существованию отдельных народов.

В Европе особую опасность испытывали народы северных стран: России, Финляндии, Норвегии, Швеции. Это объяснялось следующим. Во-первых, это - "водкопотребляющие" страны, т. е. здесь производится и потребляется главным образом крепкий или концентрированный алкоголь (водка). Последний действует на человеческий организм наиболее быстро ("сразу"), сильно ("оглушает") и длительно. Во-вторых, это наиболее холодные страны континента, с отрицательными изотермами января Климат и потребление алкогольных изделий в л чистого (100%) алкоголя населения в Европе и США (средние цифры за 1906-1910 гг.)

Учеными доказано, что спиртные напитки, особенно принятые в больших дозах, быстро понижают температуру тела, то холодный климат увеличивает опасность алкогольных отравлений и смерти. Рассматривая последнюю особенность, И.А. Сикорский писал: "Таким образом, нельзя не прийти к заключению, что, ввиду своего климата, русский народ, для своего физического самосохранения, должен быть более трезвым, нежели другие народы".

Алкоголь на Руси до Ивана Грозного

Историк Прыжов сообщает, что "пьянства в домосковской Руси не было, не было его как порока, разъедающего народный организм". Вот что позволило историку сделать такой неожиданный вывод.

Во-первых, русские употребляли слабоградусные напитки: брагу, мед, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов - процентов спирта), опьянение от которых несильно и действует сравнительно непродолжительное время.

С X века на Руси было известно и привозное (из Византии) вино, но в силу дороговизны и плохо развитой сети путей сообщения оно было доступно главным образом городской знати и богатым людям, которые, тем не менее, как и простой люд, употребляли большей частью местные "питья". Нужно учесть и то, что тогда изготавливали только получаемые путём естественного сбраживания сухие вина, их крепость была невелика - от 9 до 14 градусов. Крепость употреблявшихся вин была по крайней мере ещё в два с половиной раза ниже, ибо, как указывает современный историк В.В. Похлёбкин, до середины XII века вино на Руси "употреблялось только разбавленным водой, так же, как его пили в Греции и Византии" (греки разбавляли вино водой в соотношении один к трём или два к пяти). Прыжов подчёркивал, что искусственный (получаемый путём перегонки) крепкий алкоголь - водка - был впервые открыт арабским медиком и химиком Разесом (ар-Рази), родившимся в 860 году. "В XIII веке водка является в Европе и до XVI века употребляется как лекарство или эссенция и продается по аптекам". Как напиток она становится известной на Руси также только с XVI века.(23)

Во-вторых, употребляемые напитки были, как правило, домашнего производства (т. е. пил тот, кто изготовил) и напиваться допьяна не было принято. "Человеку, вышедшему из дикого состояния, немыслимо, чтоб он дома у себя или в питейном доме упивался пьяным питьем и чтоб, напиваясь по одиночке, упивались все..."

Кажется столь необычным заключение историка, что для того чтобы удостовериться в его справедливости, прибегнем к свидетельству стороннего очевидца - австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Москве в 1517 и 1526 годах, чьи "Записки о Московии" современные учёные оценивают как одно из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства XVI века. В главе "Праздники" Герберштейн пишет: "Именитые либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устраивают пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы..." (25)

Таким образом, у Герберштейна описана та же ситуация, о которой говорил и Прыжов: ещё в первой половине XVI века на Руси из хмельных напитков употреблялись пиво и мед, простой народ пил их либо крайне редко - в годовые церковные праздники: Пасху, двунадесятые праздники, либо не пил вовсе. Совместные изготовление и потребление алкоголя носили ритуальный (обрядовый) характер, было необходимым условием поддержания общественных связей. За провинность человека лишали права посещать не только церковь, но и мирские застолья.

Итак, у восточных славян и великороссов в первые века государственности существовало естественно сложившееся соотношение между трезвостью как обычным состоянием повседневности и нечастым - праздничным, обрядовым - лёгким опьянением, когда употреблялись в основном слабоградусные "питья" домашнего изготовления.

Уставы многих русских иноческих обителей исключали употребление вина на трапезе: Обитель преподобного Иосифа Волоцкого, Дивеевский женский монастырь (преподобный Серафим благословил: „Чтобы запаха вина в моей обители не было".)Валаамская обитель.

Святитель Феофан Затворник поучает: „Берегись первой чарки, пить до дна -- не видать добра. И здоровье бывает крепче и надежнее, когда не пьют совсем. Не пьющий всегда свеж, проворен на деле". „Не упивайтесь вином" (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет -- совсем не пей, -- разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой. Итак, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан".

Много поучений о вреде пьянства и пользе трезвости встречаем у святителя Димитрия Ростовского, праведного Иоанна Кронштадтского.