Учение святителя Феофана о христианской и нехристианской мистике

дипломная работа

1.2 Понятия «христианская» и «нехристианская мистика» в современном мире и в богословии Православной Церкви, в частности, в творениях святителя Феофана Затворника

Религия в основе своей полагает тесное общение человека с Божеством и это общение понимает, как глубоко-интимное мистическое переживание Минин, П. Главные направления древне-церковной мистики [Электронный ресурс] / В кн.: Мистическое богословие. Киев, 1991. http://psylib.org.ua/books/lossv01/txt13.htm. По определению Л. Василенко, мистика - это «то, что находится за пределами человеческого понимания, но несет в себе особый скрытый смысл» Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь [Электронный ресурс]. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vasil/13.php.

Современные СМИ, дезориентированные религиозно, предлагают нашим современникам не столько религиозно-мистический опыт Восточной Православной Церкви, сколько разного рода восточно-демонические культы, сектантство, различные суеверия, пропагандирует деятельность людей, занимающихся экстросенсорикой, гаданиями и другими оккультными практиками.

Поэтому очень важно выяснить природу вышеперечисленных учений и отличие их от мистического опыта Восточной Православной Церкви.

Нехристианский мистицизм тяготеет к пантеизму. Это выражается как в воззрениях на Божество, так и в способах достижения полного единения с Ним. Для нехристианского мистика Божество является не личностью, а безличной космической силой, простой бескачественной монадой. Божество находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. Человеческая душа является одним из моментов эволюции Абсолютного. Вне зависимости от того, будет человек стремиться к слиянию с Божеством или не будет, космический процесс, совершающийся в недрах Абсолютного, будет идти своим порядком. Рано или поздно этот космический процесс закончится возвращением всего бытия, в том числе человеческого духа в первоначальное бескачественное единство, из которого все вышло Минин, П. Главные направления древне-церковной мистики [Электронный ресурс] / В кн.: Мистическое богословие. Киев, 1991. http://psylib.org.ua/books/lossv01/txt13.htm. По словам П.Минина, «здесь нет места ни личности человека (личность есть некоторое обособление, а задача мистика - стереть все черты своего обособления), ни свободе, ни нравственным его подвигам». Там же. «Священная поза», однообразное повторение священных формул и другие подобные средства, приводящие человека к пассивному душерасположению, заменяют личные подвиги и нравственные усилия.

Для христианского мистика Божество - это совершеннейшая Личность, Ипостасная Любовь, а не безличный Абсолют. Это является одним из главных отличий мистики христианской и нехристианской.

Последней целью как для христианского мистика, так и для нехристианского является обожение. Но это обожение понимается ими по-разному. Нехристианский мистик приобретает его дорогой ценой отречения от своей личности, на вершине своего мистического опыта он сознает себя не человеком, а Богом. Христианский мистик также стремится к обожению. Оно означает наивысшее приобщение к Божеским совершенствам, но этого обожения христианский мистик достигает не ценою отречения от своей индивидуальности, а путем уподобления своей личности Божественной Ипостаси. Даже на высших ступенях мистического опыта, когда христианский мистик созерцает славу Божию, его не оставляет сознание различия, лежащего между его конечным «я» и Божеством. В христианской мистике человеческая личность свободна, человек сам выбирает, хочет он быть с Богом или нет. И тогда находят себе место и свобода человека, и его нравственные усилия, и его подвиги Там же.. По словам П.Минина, «поскольку христианская мистика сохраняет в человеке самое дорогое для него - его свободу, и его личность, и поскольку она общение с Божеством, даже в самой таинственно-интимной стороне его, рассматривает, как общение личностей, она, в отличие от языческой натурмистики, может быть названа мистикой личности» Там же..

По-разному рассматривается христианской и внехристианской мистикой материально-чувственное бытие. Нехристианский мистик в силу пантеистического постулата своего мировоззрения рассматривает материю и тело как метафизическое зло. Для христианского мистика тело человека - это храм Духа Божия (1 Кор. 6, 19). Материальные вещи сами по себе не являются злом, злом является пристрастие человека к вещам, неправильное пользование вещами Там же..

Одним из главных отличий мистики, мистического богословия христианского и нехристианского является следующее. В христианстве, в частности, в православном христианстве термин «мистическое богословие» означает аспект духовной жизни, выражающий ту или иную догматическую установку Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 8. . То есть православная христианская мистика существует только в границах догматов Восточной Православной Церкви.

Мистический опыт Православной Церкви отражен, в частности, в творениях святых отцов. Они в большей мере, чем остальные христиане, всем своим существом стремились к полноте богообщения. Поэтому именно они лучше всего могут учить о мистическом опыте, потому что пережили его сами. Но при изучении творений святых отцов можно увидеть, что они мало касались этого предмета. Это оттого, что трудно говорить о состоянии, при котором имеет место таинственный экстаз, который «есть соединение души со своим объектом. Более посредства между ним и ею нет: она его видит, она его касается, она им владеет, она в нем, она - он. Это не вера, которая верит, не видя, это даже не знание, которое постигает бытие только в его идее; это - совершенное единение, в котором душа чувствует полноту бытия, в котором она отдает себя и получает себя, ибо Тот, Кому она отдает себя, есть бытие и сама жизнь" Boutroux. Le mysticisme. Bulletin de 1institut general psychologique, 1902. Jan.--Fevr. 17 р. Цит. По Минин П. М. Мистицизм и его природа [Электронный ресурс]. http://hesychasm.ru/library/minin/mysticism_1.htm.

Святитель Феофан говорит о безмолвии, при котором подвижник находится в постоянном богообщении: «… влечет на безмолвие влечение внутрь к сладостному стоянию пред Богом» Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_PkS.htm. Путь к безмолвию лежит через очищение от страстей через подвиги, которые укрепляют в нас добро и истощают зло. Непосредственное преддверие безмолвия - это предание себя Богу в беспопечении. Существо безмолвия -- «ничем не возмутимое молитвенное стояние пред Богом умом в сердце, от коего огонь к огню прилагается Там же..

Далее святитель Феофан пишет: «Горение духа от Божия прикосновения окончательно очищает человека и возводит его в состояние бесстрастия. В этом огне переплавляется естество наше, как металл неочищенный в горниле, и является сияющим небесной чистотою, делающим его готовым Богу жилищем» Там же.. На пути к живому богообщению стоит безмолвие. Оно может быть не всегда как известный образ подвижнического жития, но всегда как состояние, в котором внутрь собранный и углубленный дух, «огнем Духа Божественного, возводится к серафимской чистоте и пламенению к Богу и в Боге» Там же..

Святитель Феофан говорит, что не все безмолвники оставляются Богом навсегда в безмолвии: «Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостоивающиеся преискреннего богообщения и боговселения изводятся оттуда на служение ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя» Там же..

Эти заоблачные опыты являются высшими опытами богопознания. Они могут показаться противоположными прозе общедоступного вероучения. В.Н.Лосский в своем «Очерке мистического богословия Восточной Церкви» пишет, что можно часто услышать суждение, будто бы мистика, мистический опыт являются привилегией, дарованной лишь немногим избранным, в то время как все остальные должны довольствоваться лишь слепым подчинением вероучению, наложенному извне в форме принудительного авторитета. «Подчеркивая это противопоставление, можно иной раз зайти слишком далеко, в особенности, если к тому же несколько уклониться от исторической правды; таким образом можно противопоставить, как противников, мистиков -- богословам, духоносных -- церковной иерархии, святых -- Церкви» Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 9. . И далее: «Восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и богословием, между личным опытом познания Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью» Там же. С. 9..

Важно отметить, что мистический опыт приобретается не только в молитве и других аскетических упражнениях. «Мистика есть основание богословия, и занятие им обеспечивает причастность мистическому опыту» Лука (Степанов), игумен. Различение мистического опыта истинного и ложного по творениям святителя Феофана Затворника [Электронный ресурс]. http://svtheofan.ru/item/1462-igumen-luka-stepanov-pazlichenie-misticheskogo-opyta-istinnogo-i-lozhnogo-po-tvopeniyam-svyatitelya-feofana-zatvopnika.html. Сейчас это очень актуально, потому что по всей России в институтах открыты кафедры теологии, действуют семинарии, женские духовные училища, духовные академии и множество воскресных школ как для детей, так и для взрослых. В.Н. Лосский о богословии пишет следующее: «В известном смысле всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением» Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 8.. Интересно рассуждает о занятии богословием святитель Феофан Затворник. В одном из писем он обращается к студенту духовной академии, который хочет бросить учебу: «… выйдете ученый богослов… Знание не тянет. Яснее будете видеть путь, коим следует идти далее, - и не только для себя путь видеть, но и другим указывать. А это дважды два - четыре» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 2. Письмо № 353 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma2.htm.

Выше было сказано, что учить о мистическом опыте лучше всего могут сами святые отцы, подвижники благочестия, потому что они пережили этот опыт. Святитель Феофан, несомненно, является одним из них. В его творчестве важное место занимает его труд «Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла», где святитель дает толкование этого послания и, в частности, места, где говорится о взятии апостола Павла на третье небо. Важно отметить слова святителя Феофана о формах мистического откровения: «Откровение обнимает все, что Богу угодно бывает открыть нам. Бывает оно умно, когда в ум влагается ведение; бывает внешно, когда Бог или Ангел является и сказывает нужное; но бывает и посредством видений. Видение или в образах представляет духовное, каковы, например, видения Иезекииля, Апокалипсиса, и требует нового откровения в уме, чтоб уразуметь его; или оно есть видение духовного мира в его существенности, когда дух человека необыкновенным образом вземлется и вводится в созерцание его, не в образах, а как он есть» Феофан Затворник, святитель. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_T2PK.htm.

Далее святитель Феофан пишет о том, что не все в откровении можно выразить словом человеческим: «Не могу сказать, говорит, душа ли одна была взята на небо, а тело оставалось на земле, или и тело туда же было вземлемо. Внимание было занято не этим; оно все было поглощено виденным, и на себя не обращалось» Там же.. После видения вопрос мог возникнуть, и возможно, был, но прошло четырнадцать лет и он не был решен. «Если же и для самого святого Павла осталось это нерешенным, то, верно, это такого рода дело, что его решить нельзя, или не следует решать» Там же..

К мистике, мистицизму относятся также чудеса. Величайшим чудом и благодеянием Божиим для рода человеческого является Таинство Евхаристии. Святитель Феофан пишет, что многие из учеников Господа отошли от Него и уже не ходили с Ним после того, как Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник истинной жизни: «Слишком чудесным показалось им такое дело беспредельной к нам милости Божией и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однако, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения!» Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_MNKDG.htm. С сожалением оставил их Господь идти от Себя во тьму неверия и погибель. И избранных двенадцати апостолов Господь показал готовность отпустить, если не склонятся перед чудесностию. «Отсюда выходит, что бегать чудесного -- то же, что бегать Господа Спасителя, и отврашаюшийся от чудесного -- то же, что погибающей. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает» Там же..

Святитель Феофан жил в непростое время. С одной стороны, XIX век - это расцвет искусства и науки, это многочисленные ученые, музыканты, художники и т.д. Но с другой стороны, это время упадка веры и нравственности в людях. По этому поводу святитель Феофан пишет: «… во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением» Там же.. По поводу последнего хотелось бы сказать отдельно.

Спиритизм принадлежит к нехристианскому демоническому мистицизму. Л. Василенко в своем «Кратком религиозно-философском словаре» дает такое определение спиритизму: это «система верований и оккультных практических предписаний, имеющих целью установление контактов с духами умерших. Многое в спиритизме связано с суевериями, что дало основание науке дискредитировать его как шарлатанство, но это не помешало распространению спиритизма в Европе во второй половине XIX в. в качестве реакции на материализм и позитивизм. Древнейшим видом спиритизма является некромантия. Основные средства контакта - медиумические сеансы, автоматическое письмо, столовращение и пр.» Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь [Электронный ресурс]. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/vasil/13.php

В одном из писем святитель Феофан пишет: «Меня занимал Бюхнер. Теперь занимает спиритизм: противоположности. Но тот и другой - злые враги Божии, губители человечества - слепотствующего! Нарочно выписываю все книги спиритов, чтоб ознакомиться с ними покороче. Трудно судить по отзывам других Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 7. Письмо № 1058 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma7.htm.

О спиритизме святитель Феофан писал очень конкретно и определенно: «Спиритизм - прямо бесовщина, ничем не прикрытая. Тут осязательна нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы. И еще что? Говорят, что они только передовые» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 4. Письмо № 745 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma4.htm. Далее святитель Феофан пишет, что он видел Евангелие, растолкованное спиритами. Тут спириты и проговорились, что они только передовые. И сказали что придет их «набольший, тогда все яснее будет. Видно, кто этот набольший, - и зачем он придет, - известно Там же..

В одном из писем святитель Феофан говорит, что в газетах писали о просьбе каких-то людей разрешить существование некоего идеалистического общества. Общество это спиритское: «Спиритство есть бесовщина. Следовательно, это общество бесовское, или бесопоклонническое» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 7. Письмо № 1140 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma7.htm. Далее святитель пишет, что в этом обществе нет ничего научного и быть не может. «Это религиозный скоп, по наставлению духов лестчих устроенный. Когда спириты собираются, то среди их совершается нечто религиозное» Там же.. И в другом месте: «… у спиритов духи - то говорят в воздухе, то шепчут в уши, то берут руку и плюнут, то в разнообразном виде являются» Там же..

В другом письме святитель Феофан говорит о несовместимости благодати и спиритизма. Его адресат написал о том, что его приглашали на спиритические сеансы Юма. Когда он отказался, о нем сказали, что благодать его пока якобы не коснулась. «Благодать и Юм как совместимы? Между тем говорившие вам, верно, думают, что в среде спиритов есть благодать» Феофан Затворник, святитель. Письма о разных предметах веры и жизни (2). Письмо № 75 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_PoRPViJ.htm.

Вышеизложенное помогает разобраться в общих понятиях о том, что такое мистика, каковы характерные черты христианской, в частности, православной мистики и мистики нехристианской. Подробное описание мистического опыта Православной Церкви по творениям святителя Феофана Затворника будет изложено в следующей главе.

церковь молитва феофан православный

Делись добром ;)