Учение святителя Феофана о христианской и нехристианской мистике

дипломная работа

2.1 Учение о молитве как об одном из главных способов богопознания по творениям святителя Феофана Затворника

Целью жизни христианина является обожение, богопознание, которое достигается через богообщение. Святитель Феофан пишет: «Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение» Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_MNKDG.htm. И в одном из писем: «И извольте облечься в мужество и бодрость, и теките неуклонно, подражая св. Ап. Павлу, который говорил о себе: так теку, да постигну. - И вы достигните. Чего? Увидеть Христа Господа, может быть, и не сподобитесь, ибо это не всеобще, но глубокого Богообщения достигнете, ибо это и есть цель наша…» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 3. Письмо № 492 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma3.htm.

Мистика в Православной Церкви - это именно богообщение, то есть общение человека с Богом. Святитель Феофан пишет: «Чего искать должно? Живого осязаемого общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 5. Письмо № 896 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma5.htm. Общение человека с Богом осуществляется, прежде всего, через Таинства Церкви и молитву. Иными словами, богообщение - это не столько теоретическая, сколько практическая духовная жизнь (о чем говорилось во введении). Интересны слова о.Олега Давыденкова: «… духовная жизнь -- это прежде всего образ жизни, а не образ мысли» Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Курс лекций [Электронный ресурс]. http://www.golden-ship.ru/_ld/10/1037___.htm.

В этой главе я расскажу о молитве как об одном из главных способов богообщения. Важно отметить, что учение святителя Феофана о молитве имеет своим основанием не только его глубокие знания учения Православной Церкви и творений святых отцов, но и его личный молитвенный подвиг. Затвор, в котором святитель пробыл двадцать два года (1872-1894) Лука (Степанов), игумен. Затвор как форма общественного служения свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. http://svtheofan.ru/item/1231-igumen-luka-stepanov-zaveduyushtiy-kafedpoy-teologii-pgu-imeni-saesenina.html, является удобным средством для стяжания духа молитвенного. Хотя сам святитель свой затвор как подвиг не воспринимал: «…я никого не принимаю уже давно-давно. На то, чтобы так поступить, есть у меня большие причины. Высказать их не могу, но должен признаться, что они не аскетического свойства. Это у меня не затвор, а запор» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 5. Письмо № 923 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma5.htm.

По словам святителя Феофана, «дело молитвы есть первое дело в жизни христианской» Феофан Затворник, святитель. Созерцание и Размышление [Электронный ресурс]. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=sozercanie#soz54. И в другом письме: «Дело молитвы не безмолвников только есть дело, а всех христиан, - и это до самых высших ее степеней» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 2. Письмо № 256 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma2.htm.

Древние святые отцы, приветствуя друг друга, спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве. Они именовали молитву дыханием духа. Бьется сердце и есть дыхание - живет человек, останавливается сердце, останавливается и дыхание - человек умирает. Так же и в духе: если есть молитва - живет дух, если нет молитвы - нет и жизни в духе Феофан Затворник, святитель. Созерцание и Размышление [Электронный ресурс]. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=sozercanie#soz54.

По словам святителя Феофана, «не всякое совершение молитвы или молитвословие есть молитва» Там же.. Если встать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны - это будет не молитвой, а только принадлежностью молитвы. Чтение молитв наизусть или по книжке или слушание читающего их - тоже не молитва, а только орудие молитвы. «Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее» Там же.. Главной нашей заботой должна быть забота о том, чтобы во время нашего молитвенного правила эти и подобные им чувства наполняли нашу душу. Чтобы сердце не оставалось пустым и в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу в то время, когда язык читает молитвы или ухо слушает их. То есть когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет - оно еще не молитва. В одном из писем святитель Феофан пишет: «Когда возносясь к Богу, славословим Бога, благодарим Его и молим Его о даровании нам духовных благ, с сознанием и чувством величия Его и благодеяний Его к щедрой милостивости Его, тогда мы молимся, или находимся в состоянии молитвенном» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 2. Письмо № 243 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma2.htm. И в другом письме: «Что молитва? Умное предстояние Богу в сердце с славословием, благодарением, прошением и сокрушенным покаянием» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 2. Письмо № 244 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma2.htm.

По мысли святителя Феофана, молитва есть устремление сердца к Богу. «Помните, что молятся Богу не слова, а ум и сердце» Феофан Затворник, святитель. Письма. Выпуск 3. Письмо № 379 [Электронный ресурс]. http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma3.htm, -- пишет святитель Феофан одному из своих адресатов. Несмотря на кажущуюся простоту, это устремление не у всех и не всегда бывает: «его надо возбудить и потом укрепить, или, что то же, воспитать в себе дух молитвенный» Феофан Затворник, святитель. Созерцание и Размышление [Электронный ресурс]. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=sozercanie#soz54. Первый способ для этого - добросовестно читать или слушать молитвословие.

Святитель Феофан говорит о важности молитв, помещенных в наших молитвословах и принадлежащих святым отцам Ефрему Сирианину, Макарию Египетскому, Василию Великому, Иоанну Златоустому и другим великим молитвенникам. Важны они потому, что святые, будучи исполняемы духом молитвенным, «изложили внушенное сим духом в слове и предали то нам» Там же.. Их молитвы полны великой силы молитвенной и каждый христианин, добросовестно всматриваясь в слова их молитв, в силу закона взаимодействия, обязательно вкусит силы молитвенной.

Для того, чтобы наше молитвенное правило стало для нас настоящим средством к воспитанию в себе молитвы, необходимо, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв. Святитель Феофан для этого указывает три самых простых приема: не приступать к молитвословию без предварительного приготовления, не совершать его кое-как и не сразу по окончании молитв переходить к повседневным делам.

Итак, молитвословие требует предварительного приготовления. Особенно важно приготовление тогда, когда предшествовавшее занятие было совсем из другой области, а не из той, к которой принадлежит молитва.

Приступая к молитвословию, необходимо отрезвить мысль, отвлечь ее от всех земных дел и предметов. Святитель Феофан пишет: «Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе соответственное тому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце» Там же.. В этом и есть все приготовление - благоговейно стать перед Богом.

Это маленькое приготовление тем не менее очень важно, потому что здесь полагается начало молитвы, а хорошее начало - половина дела. Так установившись внутренне, нужно встать перед иконой, положить несколько поклонов и начинать обычное свое правило. Необходимо понимать читаемое и понятное прочувствовать. Эти два слова: «понимать» и «чувствовать», добросовестно исполненные, сообщают молитвословию все плодотворное действие. Например, при чтении «очисти ны от всякия скверны», нужно восчувствовать скверноту свою, возжелать чистоты и просить ее у Господа. На словах «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», нужно в душе своей всех простить и сердцем, все и всем простившим, просить себе у Господа прощение. При чтении слов «да будет воля Твоя» необходимо в сердце своем совершенно предать участь свою Господу и изъявить готовность благодушно встретить все, что Богу будет угодно.

Делись добром ;)