Учения Иоанна Кронштадтского о православном служении в вопросе трезвления общества

дипломная работа

1.1 Исторические моменты православия в отношении вопроса трезвости

Иоанн Кронштадтский проходил свой земной путь в эпоху, которая занимает в истории Русской Церкви, да и в гражданской истории России неординарное место. Это было время социально-политических потрясении, с одной стороны, и духовно-религиозного застоя, с другой. Конец XIX и начало XX столетия были временем завершения синодального периода в жизни Церкви. В этот период в обществе были поколеблены нравственные устои, посеяно среди народа Божия неверие, попытки поисков других "истин", а порой - в светском обществе - и откровенный атеизм.

Отсутствие Предстоятеля Поместной Церкви, как земного образа Христа, проповедника великих и благодатных милостей, образовало пустоту в церковном организме. И эту пустоту заполнил государственный обер-прокурорский аппарат, который, хотя и был по плоти русским, но по духу - чуждым Церкви Чунихин В.И. Жизнь и пастырская деятельность отца Иоанна Ильича Сергиева. С-Пб., 1909..

Все привело к тому, что большинство российского духовенства, и без того скованного социальными узами, к XX столетию перестало быть авторитетом для русского народа, каким оно было в допетровское время. Обездоленное, бедное, не имеющее голоса и прав, полностью зависящее от благотворителей, оно невольно пустило на произвольное развитие нравственный порядок жизни населения России. Западное влияние свободомыслия, гигантское развитие капиталистических форм промышленности, развал патриархальных устоев крестьянства - все это породило в России индифферентное отношение к церковной жизни. Поэтому неслучайно наиболее образованное привилегированное городское духовенство, в лице его передовых представителей, осознавая пагубность состояния духовно-нравственной жизни страны, задумало провести ряд организационных реформ для поднятия авторитета Церкви среди народа, и, в первую очередь, среди интеллигенции. Конец XIX - начало XX века - время назревающих бурь после двухсотлетнего затишья в стане Русской Православной Церкви. Это стремление к реформам, а также острая социальная несправедливость, расслоение на далеко не равные классы стали основными отличительными чертами эпохи протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского).

С развитием многочисленных частных форм владения собственностью большая часть народа вела нищенскую жизнь. Проведенная правительством земельная реформа раскрепостила крестьян, и многие исконные земледельцы стали покидать свои веками обжитые места, увеличивая число рабочих, многие из которых, в силу своего сельского происхождения и необразованности, не смогли достичь успехов в ремесленном деле и тем самым пополнили обездоленные слои чернорабочих. В стране процветали пьянство, воровство, проституция, толпы людей мигрировали из одного места страны в другое. Мы понимаем, что такое положение простого народа не могло не отразиться на его духовной жизни. Священники не могли, в силу постоянной сменяемости паствы, влиять на духовный уровень своих прихожан. В результате пастырская деятельность пришла в упадок, а духовенство, в особенности сельское, вместе со своей паствой катилось в духовно-нравственную пропасть. Наряду с безрадостным состоянием простого народа те, кого называли "отечества отцами", придавались разгульной, роскошной жизни. Постоянные пирушки, отмежевание от церковных законов - вот образ жизни высших слоев общества того периода.

Суббота с ее Всенощным бдением накануне воскресного дня, которая всегда считалась в народе днем обязательного посещения церкви, перестало быть для аристократии вечером молитвы, она стала вечером отдыха и развлечений. Архиепископ Никон констатирует: "Развлекались по субботам в царской России вопреки закону и церковному и даже гражданскому, против чего непрестанно высказывалась Церковь. Эта практика неуклонно расширялась и упрочивалась, принимая характер чего-то оправданного, - грозный то был симптом расцерковления общероссийского" .

Бедность и роскошь различных слоев нации - эти две крайности вели к окончательному упадку нравственности: в народе иссякла любовь, появились озлобление, ненависть друг к другу, маловерие, а порой - и чистый атеизм. Кроме того, это было время многочисленных ересей, родителями которых становились некоторые видные представители российской интеллигенции; время необычного (после закона 1905 года о свободе вероисповедания) подъема сектантской деятельности.

Понимали многие, что Церковь может и должна внести ясность в сложную жизнь России, помочь разуверившимся во всем людям приобрести веру, вдохнуть живой дух в измученное народное тело. Для достижения таких высоких целей нужны были и соответствующего уровня пастыри, ибо на них возложена великая и святая обязанность - пасти Церковь Христову - словесное стадо (Деян. 20, 28).

В России в то время было много пастырей, но один из них был особенным. Его особенность проявлялась во всем: в его богослужениях, в его проповедях, словах, речах, в требах, совершаемых им, в его заботах о бедных, больных, в его внешнем облике и манерах, наконец, в его особых дарах - любви, исцелениях, чудесах. Это был настоятель Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн Сергиев, более известный в народе как отец Иоанн Кронштадтский в 1990 году причисленный Освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых.

Вопреки весьма распространенному, особенно среди секуляризованной части общества, мнению, что почитание отца Иоанна и его влияние ограничивалось темными, безграмотными и забитыми слоями русского общества, следует отметить, что круг почитателей о. Иоанна был обширнейшим. Без преувеличения можно сказать, что это были практически все сословия русского общества, и влияние о. Иоанна на жизнь этого общества было весьма заметным.

Лучшим опровержением расхожего мнения о влиянии и авторитете о. Иоанна в узком кругу экзальтированных богомолок и темной, необразованной бедноты может служить обширная переписка о. Иоанна с самой образованной и влиятельной частью русского общества, которая любила о. Иоанна не меньше, чем облагодетельствованная им беднота, для которой он был также близок и дорог.

Император Николай II в телеграмме от 20 декабря 1907 года писал отцу Иоанну: "Радуюсь сердечно и благодарю Бога, даровавшего Вам улучшение здоровья, а всей России драгоценной Вашей жизни. Николай". Значение личности отца Иоанна в жизни Церкви и общества было осознано уже его современниками. Сразу после кончины отца Иоанна 12.01.1909 года вышел за подписью Императора Николая II Высочайший рескрипт, данный на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония, о ежегодном поминовении отца Иоанна. На основании этого рескрипта было принято Определение Святейшего Синода, согласно которому Учебному Комитету было поручено внести в учебную программу изучение жизни, деятельности и духовного наследия отца Иоанна.

Таким образом, жизнь и творения отца Иоанна Кронштадтского его современниками ставилось в один ряд с жизнью и творениями святых отцов и учителей Церкви. Трудно переоценить значение личности святого праведного Иоанна Кронштадтского и его наследия для церковного народа и в наше сложное время.

Разберемся в понимании «трезвость», «трезвление» начиная с учения Священного Писания до наших дней.

И так, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость -- это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел» Библейская энциклопедия. М., 1891.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», -- предостерегает апостол 1 Петр. 5. 8 .

Трезвение -- это одна из христианских добродетелей. Она включает в себя не только отказ человека от употребления вина, а именно духовное бодрствование, когда человек трезвится, то есть стоит на страже своего ума, исполняя наказ апостола Петра, понимая, что враг рода человеческого непрестанно ходит вокруг всех нас, ища кого искусить Архиепископ Никон. Лже-православие на подъеме. - Джорданвиль, Нью-Йорк. - 1954.

Святые отцы учили о необходимости трезвости (трезвения) для спасения человека. Есть множество святоотеческих трудов о том, каким образом можно приобрести добродетель трезвости (трезвения) Алабовский М., священник. Великий пастырь русского народа. (Блаженной памяти отца Иоанна Ильича Сергиева). - Киев, 1909..

В духовном смысле трезвость, или точнее, трезвение -- это одна из основных христианских добродетелей. Современным языком понятие «трезвость» можно объяснить как потребность в абсолютно честном, незамутненном взгляде на самого себя и на окружающий мир. Трезвость (трезвение) -- это свобода от самообмана, в духовном смысле -- состояние, противоположное прелести.

Другое значение понятия трезвения: полная противоположность опьянению чем-либо -- алкогольной, наркотической, нередко приводящих к патологической зависимости. Трезвение -- это отстранение от искушений и соблазнов Сергиев Иоанн Ильич, протоиерей. Путь к Богу. С-Пб., Царское дело, 1995..

Необходимо обратить внимание на то, что трезвость имеет в большей степени информационно-психологический характер, чем социально-культурологический, соответственно трезвенник в своей деятельности опирается на смыслы, а не на знаки и символы. Социализация и реорганизация внешнего мира для него вторична, тогда как внутреннее преобразование, качественная перестройка духовно-нравственного оркестра, развитие душевных свойств, стоит на первом месте. При этом в личностном росте в зените всегда оказывается Трезвость, стремление к которой традиционно обозначается словом «трезвение», а процесс приближения понимается как трезвый образ жизни.

Выявления смысла основной единицы трезвеннического тезауруса выливается в сложную задачу. Трезвость -- более двухсот синонимов восхитительной формы сопровождают это древнейшее русское слово, десятки различных определений пытаются его раскрыть, сотни умных голов думают над его глубиной, предлагая различные интерпретации и дефиниции. Сегодня на осмысление выносятся такие семантические единицы, как «трезвость», «трезвение», «трезвый образ жизни», «трезвенность», «трезвенники», а также другие близко лежащие слова и выражения.

От глоссария во многом зависит содержание и направление деятельности всего трезвеннического Движения, поэтому следует признать, что сегодня слово «трезвость» безграмотно используется в антиалкогольной пропаганде. По сути, произошла подмена понятий, когда человека непьющего спиртное называют трезвенником, алкоголика, находящегося в состоянии ремиссии - трезвым, а его воздержание от употребления алкоголя - трезвым образом жизни. Данное понимание трезвеннического тезауруса настолько искажено, а кривизна до такой степени деформировала сознание масс, что даже в трезвеннической среде сами, так называемые, трезвенники не могут между собой договориться о значении основных терминов используемого ими языка.

На первый взгляд, эта парадоксальная ситуация закономерна, так как длительное время люди занимающиеся этим вопросом были изгоями общества, их преследовали, изобличали, изолировали, приписывая всевозможные социальные пороки. До сих пор ведущих трезвый образ жизни считают, мягко говоря, чудаками, «белыми воронами». И это объяснимо, так как до сегодняшнего дня трезвенников причисляют к сектантам, а такое ключевое слово, как «трезвость» в советских и постсоветских словарях общего характера попросту отсутствует. Хотя в них имеется слово «трезвый» в значении «не пьяный». Не вероятно, но факт: для того, чтобы, допустим, человеку понять, что значит быть трезвым ему надо состояние опьянения прочувствовать, как говорится, «на своей шкуре».

Корни Трезвости имеют древнерусское происхождение. Изначально ею обозначался синергизм таких состояний, как спокойствие, величие, вдумчивость, размеренность, зрелость, разумность, неспешность, точность, рассудительность, мудрость. Выражения типа: «трезвый взгляд», «трезвое решение», «трезвая мысль», «трезвый правитель» и т.д. красноречиво свидетельствуют об этом Михаил (Семенов), иеромонах. Цит. соч.. Известно, что в наиболее консервативном виде сохранились значения древнерусского языка в Православной Церкви, где ежедневно звучит церковнославянская речь. Вопреки всем политическим процессам и государственным преобразованиям только из-за церковной ограды второе тысячелетие звучат трезвенные напутствия, раскрывающие человеку смысл его земного предназначения, предлагая ему на всем протяжении земного пути бодрствовать и трезвиться.

Обращает на себя внимание то, что в русском религиозном опыте Трезвость аналогична Софии - Премудрости Божией. С ней связан расцвет Древней Руси: симфония культуры, искусства, ремесел, экономики, политики и военного дела - всё это результат трезвенного мышления масс и прежде всего их правителей. Начало трезвенному преобразованию нации было положено трудами св.княгини Ольги и продолжено св. князем Владимиром - крестителем Руси, унаследовано и претворено в жизнь Великими князьями Рюриковичами, подхвачено царствующей династией Романовых. Потомкам следует всегда помнить, когда и при ком сформировался и успешно позиционировал себя в мире русский этнос.

Период, когда народ стал идентифицировать себя русской нацией - единым организмом, приходится на царствование Ивана IV Грозного - первого царя Русского государства. Своим любомудрием, верой и образованностью Иван Васильевич подавал пример всем подданным и восхищал иностранцев. Подражая Царю к знаниям и духовно-нравственному преображению стремился и народ. Любовь к Богу, почитание Наместника Божьего - Государя, верность Отечеству издревле отличала русских людей от иноземцев и иноверцев, от немногочисленных «курбских», опьянённых собственной прелестью, стремлением к власти и удовольствиям.

Типаж русского человека Древней Руси является для современного исследователя мерилом русскости, по которой судят о качестве нации. До недавнего времени таковой единицей оставался старовер, старообрядец, образ жизни которого олицетворял Древнюю, или как говорят теперь, Святую Русь. Как правило, это глубоко верующий человек, хранящий традиции, обряды, уклад жизни своих предков, транслирующий русскую национальную культуру через внешнюю и внутреннюю атрибутику: одежда, быт, отношение к внешнему миру, а также речь, песни, танцы, язык и т.д. Для нашего современника очень значимо и то, что старовер, как правило, проживающий в Сибири, например, семьи в Бурятии, на Алтае, а также других местах от Урала до Тихого и Северо-Ледовитого океанов, или за рубежом, не курит, не пьет, не сквернословит, соблюдает христианские Заповеди. И что очень существенно для обозревателя, более четырехсот лет хранит веру православную, которая собрала множество народностей и племен в Великий русский народ Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. М.,1894..

Изучив данный период, мы можем констатировать, что для древнерусского человека Трезвость - это Премудрость Божия, трезвение -- стремление к духовно-нравственному совершенству, национальная черта русского народа, тогда как трезвенный образ жизни - утверждение Божиих заповедей на Земле, её видимая деятельная часть.

В последующие годы, десятилетия и столетия, после окончания эпохи Рюриковичей, меняются правители, а вместе с ними государственные системы, внешняя и внутренняя политика, отношение власти к народонаселению. Так, например, исследователи отмечают, что в Древней Руси, вплоть до периода Смутного времени, более 250 лет в Московии продажа спиртного была строго запрещена, а во времена Ивана IV Русское государство более чем на 100 лет опережало Швецию по основным экономическим показателям. Однако уже через 100 лет после его правления по уровню развития Россия намного уступала не только Швеции, но и другим европейским странам. И если раньше иностранцы, пребывающие в Москву, восхищались русским богатством, образом жизни и зажиточностью её жителей, то теперь зарубежные гости отмечали бедность, массовое пьянство и нищее существование россиян. Вольготно проживала только правящая верхушка, плохо говорящая на языке автохтонов, охраняемая шведскими мушкетерами и иными иностранными наёмниками.

Примечательно, что с этого времени происходит модификация и трансформация значений многих слов русского языка; проводятся внутрицерковные реформы призванные изменить ментальность россиян в сторону благосклонного отношения к католико-протестанскому Западу; преследуется русская богословская мысль; проявления русизма исторгаются из общества; откровенные противники реформ -- уничтожаются.

Претерпевает смысловое изменение и т.с. «трезвеннический тезаурус», а с утратой сути слов теряется и их значение. С ростом алкоголизации населения, всё чаще проповеди о трезвости и трезвении воспринимаются, как призыв не употреблять спиртного, воздерживаться от вина. Не ставя перед собой задачу открыто выступать против политики спаивания, священство продолжает заботиться о сохранении души русского человека. И тем не менее, известны случаи, когда клир открыто поддерживал народные выступления против принудительной виноторговли и выходил со своими пасомыми на улицы. Вспомним хотя бы кабацкий бунт 1648 г., в котором участвовало более двухсот священников, впоследствии казненных или исторгнутых из сана, или антиалкогольные Движения XIX-XX вв.

Обратим внимание на некоторое несоответствие нашего понимания трезвенности с ныне распространенным мнением, когда антиалкогольная деятельность преподносится, как трезвенническая, а борьба с пьянством и алкоголизмом выдается за борьбу за Трезвость. Можно предположить, что эти заблуждения берут своё начало из советской историографии, потому что еще в начале ХХ века эти явления различались. Так при церковных приходах образовывались братства трезвости, тогда как при учебных заведениях, фабриках и заводах - антиалкогольные кружки и общества. На первый взгляд современника, между ними нет никакой разницы, однако различия имеются в толковании, в самом подходе постановки проблемы, формах и методах достижения результата. Например, трезвенники проповедовали внутреннее преображение человека, основанное на его свободной воле и добровольном выборе, тогда как антиалкоголисты апеллировали к закону, к власти, декларируя, что только жёсткие санкции и запреты положат конец пьянству и алкоголизму. И если первые протягивают руку помощи, проясняя, что каждый может опираться на совесть, разум и свободное волеизъявление, жить по христианским нравственным законам, идя по путям праведников, то вторые категоричны в своих требованиях: алкоголь - яд, наркотик, все беды от его употребления, поэтому этиловый спирт следует на веки вечные изъять из обращения.

Между этими группами имелись и другие отличия: во-первых, для антиалкоголистов опьянение связано с употреблением алкоголя, а трезвенники за опьянением видели любое отклонение от духовно-нравственных норм; во-вторых, для одних трезвый образ жизни - это периоды существования без употребления спиртного, для других - это нравственный подвиг; в-третьих, для антиалкоголистов трезвость - это воздержание от употребления алкогольных жидкостей, для трезвенников - это борьба со злом, ради торжества правды, как завещал Господь; наконец, антиалкоголисты, наделенные революционным типом мышления, позиционировали себя власти, тогда как трезвенники были лояльны, считая, что всякая власть от Бога и стояли за эволюционный путь социального преобразования.

Отличаются подходы и по видам деятельности. Так, антиалкоголисты в качестве форм и методов использовали шумные пикеты, митинги, бунты, восстания, погромы, революции, другие формы общественного неповиновения. Также ими применялись обращения, манифесты, программы, требования, пропаганда. В их задачу входило возбуждение всеобщей ненависти, вызов массового негодования, через помрачение рассудка злобой, завистью и страхом, заполнение сознания картинами алкогольного безобразия, насилия, жестокости, на чём и предполагалось построить армию своих сторонников -- противников Самодержавию, готовых любыми способами перестроить политическую систему. Этой категории бойцов близки кардинальные меры: контроль, привлечение к ответственности, неминуемое наказание, вплоть до применения смертной казни, авторитаризм и тоталитаризм, деспотия.

Трезвенники в качестве инструмента внутреннего преображения применяли покаяние, пост, молитву. Для них была ценна проповедь священника и совместное изучение христианских книг. Они с радостью участвовали в торжественных крестных ходах прославляющих святых. Их надежда была не на земную власть, а на Власть Божию, поэтому на помощь себе они призывают небесные силы. В общественной деятельности на первое место ими ставилось просвещение народных масс, распространение знаний о Христе, совместное доброделание. С этой целью они создавали приюты, общества милосердия, открывали школы, библиотеки, детские сады, проводили публичные чтения о нравственности в духе Православной Церкви.

Образованная Христианская часть русского общества созывала профессиональные съезды, конференции на которых принимались и антиалкогольные решения, и надо отметить, что деятельность трезвенников принесла свои плоды. К 1914 году практически при всех православных приходах были организованы трезвеннические общины, члены которых стремились жить по христианским законам, воздерживаясь, в том числе и от употребления спиртного. Повсюду открывались церковно-приходские школы, что собственно было тогда для многих сельских мест в новинку, где наряду с образовательными программами в учебный процесс вводились антиалкогольные дисциплины, читаемые наряду с Законом Божиим иереями. Во многих учебных заведениях, начиная с начальных школ, реальных и семинарских училищ и заканчивая университетами, вплоть до подготовки военных и священнослужителей, вводились предметы, изучающие прямые и побочные аспекты употребления спиртного.

Деятельность антиалкоголистов также была востребована. Некоторые из них становились депутатами, и у них появлялась возможность выходить на широкую аудиторию, и с высокой трибуны высказывать антиалкогольные взгляды. Иногда под их давлением принимались законодательные акты, ограничивающие алкогольную деятельность. «Борьба с пьянством и алкоголизмом - это, прежде всего, борьба против политики получать прибыль за счёт спаивания народа», -- стала широко известной фразой.

Таким образом, можно сказать, что трезвенническая и антиалкогольная деятельность гражданского сообщества России начала ХХ века не только не мешали друг другу, но усиливали процессы инновационного преобразования: при поддержке Церкви и государства повсюду русский народ добровольно отказывался от алкоголя, что благотворно отразилось на всех сфера его жизнедеятельности.

Делись добром ;)