logo
Феномен глоссолалии в церкви "Новое Поколение"

1.3 Феномен глоссолалии в современном христианстве

Для большого числа людей, являющихся представителями так называемых пятидесятнических церквей и неопятидесятнических харизматов во многих деноминациях, глоссолалия представляется типично христианским феноменом. Точно так же глоссолалия - феномен, характерный для большинства церквей, деноминаций и групп современного "харизматического движения".

Исторически глоссолалия и пятидесятничество - явление новое. В рамках современных протестантских движений глоссолалия берет начало с середины XVIII в. В недрах американского методизма периода первой волны "Великого пробуждения" взяло свой исток духовное движение, которое направляло особое внимание на личное обращение, религиозный опыт и освящение в благодати Божьей. К началу XIX в. оно развилось в т. н. "движение святости", провозглашающее возврат к "чистому Евангелию и к религии Святого Духа"/30, с.12/. Основные догматы этого движения заключались в учении о двух ступенях ("духовных благословениях") достижения спасения: обращения (вера, покаяние и "обещание Богу доброй совести", в результате чего происходит освобождение от индивидуального греха), и рождения "свыше" (перерождение старой, "ветхой", духовной природы человека в новую, данную Богом).

Часть радикальных сторонников "движения святости" образовали общины, которые стали называться пятидесятническими (по названию праздника Пятидесятницы). В основу их учения лег новозаветный рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на 50-й день после воскресения Иисуса Христа, в результате чего они обрели способность говорить на "иных языках"/30, с.12/.

На основании этого места Священного Писания к учению о двух ступенях спасения пятидесятники добавили учение о "третьем благословении" - крещении Святым Духом, в процессе которого каждый истинный христианин может получить Его видимые дары: способность к пророчеству, исцелению больных, чудотворению и т.д.

Крещение Святым Духом есть особое духовное переживание верующего, внешним проявлением и показателем которого является один из Его даров - глоссолалия - говорение на "ином языке".

Важно отметить, что прежде был опыт глоссолалии, а потом уже рядом последователей было предложено исследовать Книгу Деяний в поисках библейского свидетельства о подобном явлении. Таким путем идеологи харизматического пятидесятничества пришли к убеждению, что глоссолалия есть крещение Святым Духом и может быть отождествлена с новозаветным феноменом говорения на "иных языках".

После первого же проявления глоссолалии появилась личная убежденность, что исходила она от Бога и посредством ее являл Себя Дух Святой. В итоге в умах харизматов слились два источника веры в то, что глоссолалия исходит от Святого Духа. Первый - личная субъективная убежденность, будто источник феномена есть Дух Святой, а второй - соответствующая интерпретация Писания, по которому "иные языки" идентичны ныне практикуемой глоссолалии.

Из этого следует сделать вывод касательно христианской глоссолалии о том, что современная глоссолалия не опирается в своем происхождении на изучение Писания и лишь впоследствии Библия была использована для получения теологического и текстового обоснования глоссолалии и установления ее аутентичности. И еще один важный момент, что обычно харизматы, практикующие глоссолалию, указывают на два источника, используемые для установления аутентичности "иных языков". Один из источников - личная убежденность, а второй - последующий поиск обоснования в Писании. Эти два источника подчас с трудом сочетаются в смысле приоритетности. Поскольку исторический протестантизм полагает, что единственным мерилом всякого учения и практики может быть только Библия, глоссолалисты обычно рассматривают источник личного опыта сравнительно с прецедентом, имевшем место в Писании.

Основанием для христианской глоссолалии "новых языках" сказано Иисусом Христом (Мк.16: 17); о "новых", "ангельских", "незнакомых", "разных" или "иных" языках, ниспосланных на апостолов в день Пятидесятницы, сообщают Деяния апостолов (Деян.2; 10: 44-46; 1913-6); к практике Г. отсылает апостол Павел (1 Кор.12: 10; 13: 1; 14: 2-28) /30, с.16/. Христианские писатели (Ириней Лионский, Августин Аврелий, Иоанн Златоуст и др.) свидетельствуют о широком распространении глоссолалии в церкви и ересях (особенно в среде монтанистов) 1-3 вв. и постепенном угасании явления в последующие века /39, с.10/.