Формы новой религиозности: окультизм, сатанизм, неоязычество

реферат

1. Новые формы религиозных организаций

Двадцатый век существенно изменил представления о религиях. Помимо реформаторских изменений в ортодоксальных религиях, появления новых религиозных систем претерпели существенные изменения сами формы религиозности.

В современной социологии выделяют четыре типа религиозных организаций:

· церковь,

· деноминация,

· секта,

· харизматическая община

Однако наблюдения за современными религиозными общинами даёт возможность выделить дополнительные типы религиозных организаций:

Миссия -- ограниченная, относительно постоянная группа людей, находящаяся на содержании центральной организации, собирающая вокруг себя «переменный состав». Поскольку рядовые члены общины не имеют прямой связи с центральной формой религиозной организации. Существуют религиозные типы миссий. Так некоторые миссионерские организации (кришнаиты, Свидетели Иеговы) получают материальную помощь от центральной организации (книги, периодические издания и др.) некоторые («Белый лотос») запускают миссионеров в свободное плавание, поддерживая их только идеологически. Можно заметить, что миссия несет черты как высокоструктурированной организации (церкви), так и харизматической общины. Подобное объединение становится возможным благодаря эффекту индуцированной харизматичности, который заключается в искусственном повышении харизматической притягательности лидера миссии путем использования специальных методов контроля сознания. Миссии являются одной из наиболее распространенных форм структурирования неорелигиозных организаций.

Семейная группа (ячейка) -- представляет собой структурное подразделение церквей (в основном харизматических), не имеющая собственного юридического статуса, в котором определенное количество участников (до 10-15) осуществляют виды религиозной деятельности не требующие большого количества участников: обсуждение священных текстов и прослушанных проповедей, совместные моления, разбор поведения участников и т.д. Иногда в подобных группах практикуется финансовая или иная взаимопомощь.

Группа по интересам представляет собой объёдинение небольшого количества членов, не имеющая социальной структуры и харизматического лидера. Такого рода религиозные организации существуют недолго, превращаясь в харизматическую группу или распадаясь.

Любопытно, что зачастую члены подобных групп не осознают свою систему как религиозную, несмотря на то, что она обладает всеми признаками религии, что порождает ряд правовых вопросов. Значительное количество подобных групп не зарегистрированы или зарегистрированы в качестве общественных организаций.

Значимость подобного рода организаций можно было бы недооценивать, если забыть, что печально известное Белое братство начиналось именно как группа по интересам.

Полувоенные организации. Попытки структурировать религиозную систему по военному образцу известны достаточно давно. Достаточно вспомнить рыцарские ордена, секту асасинов и т.д. Однако, аналогичные организации в наше время имеют определенные особенности. Прежде всего организация не имеет над человеком юридической власти, подобно тому, как это было в перечисленных выше религиозных системах прошлого или современной армии. Скорее военная организация представляет собой некую игру, содержащую игрушки: форму, знамена, атрибутику; игровые формы поведения такие как игра «начальник-подчиненный», «парад» и т.д.

Ярким примером полувоенной организации является Саентологическая церковь высшей структурой которой является так называемая Морская организация для члены которой носят форму, имеют звания и т.д.

Ассоциации -- объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности. Помимо того, что ассоциация может выступать как единая структура в светской жизни, все чаще наблюдаются примеры совместных молений представителей разных церквей, что и позволяет говорить об ассоциациях как отдельной форме религиозных организаций.

Мультилевелные структуры. Зародившись первоначально, как коммерческие организации, мультилевелные структуры приобретают всё больше религиозных элементов. Разумеется, сами последователи соответствующих систем отрицают их религиозный характер, что с юридической точки зрения не дает возможности характеризовать их как таковые. Однако, вопрос о религиозности той или иной системы уже давно перестал быть легко разрешаемым в приложении ко многим из современных учений.

Для адекватной оценки воспользуемся описанным в представлении религии как совокупности 4 составляющих:

· религиозного образа,

· систем мифов,

· символов

· ритуалов.

Действительно, в деятельности подобных структур присутствует религиозный образ -- фетишизированный «продукт», ритуалы (презентации, поздравления), символы (статусные атрибуты) и собственная внутренняя мифология. Так, по одной из историй, гербалайф возник на основе проработки Хьюзом (основателем системы) привезенных им с Тибета 4 тысяч собранных там (по другим версиям распространителей, 5 тысяч украденных) рецептов лекарств из трав. Аналогичную легенду о происхождении одного из своих средств, рецепт которого якобы был найден в гробнице китайского императора рассказывают представители фирмы «ньювейс». Мифологизирована также польза приносимая подобными средствами. При вербовке новичкам показываются фотографии одних и тех же людей, представленных на одних снимках безобразно оплывших жиром или пораженных кожными заболеваниями, на других -- стройными красавцами с чистой кожей. Неизвестно являются ли такие снимки подлинными, однако эксплуатация мифологемы «Чудесное исцеление» налицо.

Различные авторы приводят дополнительные признаки, позволяющие идентифицировать подобные системы как религиозные культы:

1. Наличие мистических элементов. Некоторые продавцы говорят об "энергетической заряженности" продукта, "эмоциональных качелях" и т.д. В торговле Гербалайфом" некоторое время принимал участие центр Джуны Давиташвили.

2. Убежденность в обладании абсолютной истиной . Нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительное отношение к иным точкам зрения, конкурирующим товарам.

3. Активный прозелитизм. Активный прозелитизм является неотъемлемой обязанностью адептов вовлекать в культ новых членов. По словам продавцов зарплату им "платят не за количество проданного продукта, а за количество обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных. За каждого завербованного, подписавшего контракт, чьи данные пошли в компьютер, завербовавшему начисляются очки. Данная позиция наглядно иллюстрируется словами Хьюза: "Мы не торговцы, мы - миссионеры".

4. Претензии на "харизматическое" лидерство. Среди распространителей есть такое понятие, как "вдохновение свыше", провозглашение особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией. В некоторых системах пропагандируется и поддерживается культ личности основателя, подобно культу Марка Хьюза, "доброго президента и основателя" Гербалайфа.

Ряд признаков, присущих мультилевельным структурам позволили некоторым авторам отнести их к разряду деструктивных культов [4]. К таким признакам относят:

1. Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть невидимой; отсутствие открытой рекламы продукции фирмы, сотрудники при продаже товара открыто фирму не афишируют, запрещение сотрудничающим с фирмой упоминать даже название продукта в средствах массовой информации; распространение продукта фирмы "от сердца к сердцу", то есть из рук в руки и за наличные; жесткая градация персонала фирмы по уровням посвящения в объективную информацию о фирме и ее целях; неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;

2. Применение техник контроля сознания: вновь прибывшие сотрудники проходят специальный курс обучения, целью которого является не столько научить их торговать или привлекать новых сотрудников, сколько формирование специфического взгляда на мир и, прежде всего фирму и ее продукт. У многих сотрудников мультилевельных структур наблюдаются такие признаки зомбированности сознания как изменения тембра, манеры и скорости речи в процессе разговора о продукте, неспособность воспринимать критику в адрес фирмы. Отметим, что изменения речи характерны и для некоторых неохристианских проповедников западной ориентации, которые начинают говорить на религиозные темы с явно английским акцентом.

3. Создания у сотрудников фирмы "культового менталитета", которые сводятся к следующему: формируется убеждение, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы; культивирование в среде сотрудников фирмы повседневного пользования продукцией фирмы; в фирмах оздоровительной направленности - использование специальных диет: сотрудникам рекомендовано питаться исключительно по методикам фирмы с постоянным потреблением продукта фирмы; поддерживание элитарной ментальности, т.е. убежденности в принадлежности к элитарному, избранному обществу, использующему "революционный" метод приобщения здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни; - превращение фирмы из работы в смысл жизни.

4. Существование уровней иерархии и различных степеней посвящения в задачи фирмы. В некоторых мультилевельных системах существуют определенные значки, соответствующие каждому уровню посвящения, которые работники фирмы обязаны носить; при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы.

Любопытно, что опыт мультилевельной организации перенимают неохристианские системы. Так «Церковь Христа» -- типичная мультилевельная структура. Каждый, вновь привлечённый в секту, «ученик» прослушивает семь «уроков Библии», после чего сам должен найти нескольких «учеников» и преподать им соответствующие «уроки». Целью секты, сформировавших её основателей, является полная «Евангелизация» планеты в течение одного поколения.

В завершение перечислим основные причины появления новых форм религиозных организаций.

1. Религиозная деятельность перестала носить сверхважный характер в жизни человека, подобно тому, как это было в более ранние периоды, скорее она стала дополнением к основным видам деятельности, что вынуждает религиозные системы к более гибким формам организации деятельности.

2. Развитие социальной психологии сделало возможным появление "религиозного маркетинга", т.е. использование манипулятивных методов с целью повышения эффективности прозелитистской деятельности религиозных общин.

3. Смешение сакрального и коммерческого в деятельности как организаций так и конкретных проповедников, которое индуцируется доминированием экономических ценностей в общественной жизни, а также правовым регулированием деятельности религиозных общин со стороны государства.

Делись добром ;)