logo
Хизб ут-Тахрир

2.1 Идеология, методы, цели

Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения), экстремистское исламское политическое движение, которое добивается «внедрения исконно исламских принципов» и создания исламского Халифата в Центральной Азии. Цель объединения - восстановить исламский образ жизни и принести Ислам в мир. Конечная цель этой секретной сектантской группировки - объединить всю умму, или мировое исламское сообщество, в единый Халифат. Целью является вернуть мусульман к тому исламскому способу жизни в «Дар аль-Ислам» [земле, где укоренились правила Ислама, в отличие от не исламского мира] и в исламское общество, таким образом, чтобы все жизненные дела в обществе решались согласно законов шариата. Основной целью была борьба с неверными и организация всемирного Халифата, охватывающего все страны исламского мира. Эта цель означает возвращение мусульман к такому исламскому образу жизни в Дар аль-Ислам и в исламское сообщество, когда все жизненно важные вопросы в обществе решаются в соответствии с законами шариата, и перспективой в данном случае является халяль и харам под сенью исламского государства, которым является Халифат. В таком государстве мусульмане назначают халифа и обещают слушать его и повиноваться ему при условии, что он будет править согласно Божественному Писанию и Сунне Посланника Божьего, а также при условии, что он передает Ислам в качестве послания миру посредством призыва и джихада.

Предназначением Хизб ут-Тахрир является доносить исламский призыв, чтобы изменить ситуацию в коррумпированном обществе так, чтобы оно превратилось в исламское общество. Оно намеревается осуществить это, сначала изменив уже существующие идеи в обществе на исламские таким образом, чтобы такие идеи стали общественным мнением людей, которые затем подводятся к тому, чтобы применять и действовать, руководствуясь ими. Политическая борьба представляется как борьба против неверующих империалистов, чтобы избавить умму от их господства и освободить ее от их влияния путем уничтожения их интеллектуальных, культурных, политических, экономических и воинских корней в мусульманских странах. Политическая борьба также проявляется в вызове правителям, раскрытии их измен и заговоров против уммы и призыве их к ответу и изменении их, если они отрицали права уммы, или воздерживались от исполнения своих обязанностей по отношению к ней, или игнорировали какие-либо касающиеся ее вопросы, или нарушали законы Ислама.

Информации касательно членов группировки немного. Она осуществляет активную деятельность по всему миру. На данный момент основная база Хизб ут-Тахрир находится в Западной Европе, но у нее много последователей в Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане и Казахстане, а также в традиционно мусульманской провинции Синьцзян в Китае. Ее экспансия в Центральную Азию совпала с развалом Советского Союза в начале 1990-х. По одной из оценок в Центральной Азии насчитывается более 10000 ее последователей. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами ведет активную деятельность в Центральной Азии с момента развала Советского Союза.

В 1999 году группу обвинили в осуществлении серии бомбардировок столицы Узбекистана, Ташкента. [9.12] Некоторые считают, что она тайно финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение широкого ряда террористических операций в Центральной Азии и в других местах, хотя атаки могу производиться от имени местных групп.

В настоящее время группа подвергается жестоким репрессиям со стороны региональных правительств, которые считают ее радикальную идеологию основной угрозой. За последние годы сотни членов Хизб ут-Тахрир были арестованы в странах Центральной Азии, десятки - в Азербайджане. По свидетельствам правых групировок, в одном только Узбекистане длительные тюремные сроки были назначены в среднем 50 исламским активистам ежемесячно в 1999 и 2000 годах. Следующее за этим относительное уменьшее количества арестов объясняется тем фактом, что Хизб ут-Тахрир ушла в подполье, чтобы избежать преследований. Нетерпимость президента Узбекистана Ислама Каримова по отношению к группе, казалось, стала пользоваться популярностью у властей Казахстана, Киргизстана и Таджикистана, которые усилили репрессии по отношению к группировке, производили аресты, привлекали к судебной ответственности дюжины членов группы и убеждали в распространении листовок и других ненасильственных действиях.

Федеральная служба безопасности России (ФСБ) долгое время обвиняла Хизб ут-Тахрир в наличии связей с сепаратистами и заявленными арабскими наемными солдатами, сражающимися с российскими войсками в непризнанной республике Чечне. По ее заявлениям, к группе не так давно присоединились члены Исламского движения Узбекистана (ИДУ), радикальной исламской организации, базирующейся в Центральной Азии. ИДУ связана с талибской религиозной милицией и также была разгромлена во время военной кампании США в Афганистане.

В феврале 2003 года Верховный Суд России внес Хизб ут-Тахрир и 14 других группировок в список запрещенных террористических организаций. Месяцем раньше Хизб ут-Тахрир была объявлена вне закона в Германии по обвинению в антисемитизме и антиеврейской пропаганде.

В июле 2003 года нелегальные иммигранты в количестве 121 чел., подозреваемые в связях с Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, были арестованы Федеральной службой безопасности России (ФСБ). Аресты - крупнейшие акции на данный момент в отношении организации в СНГ- проводились 6 июня 2003 года на Московском научно-исследовательском заводе, на котором, по имеющимся данным, подозреваемые прятались от полиции и миграционных служб. [10.5] Среди лиц, находящихся под арестом, был Алишер Мусаев из Киргизстана и Акрам Ялолов из Таджикистана, которых ФСБ подозревала в принадлежности к лидерам обезвреженной ячейки. Московские СМИ сообщали, что оба задержанных имели при себе ручные гранаты, взрывчатку и боеприпасы, а также пропагандистские исламские листовки. ФСБ заявила, что в результате проведенных арестов была открыта лишь вершина айсберга, что Хизб ут-Тахрир аль-Ислами располагает сетью ячеек, которая покрывает всю Россию. Большинство задержанных были выходцами из Центральной Азии, хотя среди них было несколько славян и арабов.

В отличие от аналогичных исламских группировок, радикальная группировка мусульман-суннитов Хизб ут-Тахрир вербует новых членов независимо от различий между разнообразными течениями в Исламе. В отличие от более традиционных исламских партий, она является наднациональной и отказывается от участия в местной политике. Таким образом, региональным лидерам не удается поглотить группировку, как это произошло с бывшей исламской оппозицией в Таджикистане. Хизб ут-Тахрир не является политической партией в том смысле, что она не хочет участвовать в национальной политике. Она не хочет принимать участие в выборах. Она не хочет быть частью какого-либо коалиционного правительства.

Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения) была основана в Иордании в 1952 году (по некоторым данным в 1953 году) Такиуддиин аль-Набхани, палестинцем, родившимся в селении Иджзим в Северной Палестине в 1909 году. Аль-Набхани изучал мусульманское право в Каирском университете Аль-Азхар, самом главном исламском учебном заведении Египта и интеллектуальном оплоте Ислама [1]. Новая партия описывалась как «политическая партия с Исламом в качестве идеологии и возрождением исламского образа жизни посредством установления Исламского государства (Халифата, Аль-Халифа), которое будет воплощать Ислам (посредством закона шариата) и пропагандировать его во всем мире, в качестве цели».

Аль-Набхани был активным членом Исламского братства, но позже оставил его ряды из-за различий идей. Исламское братство считало Хизб ут-Тахрир аль-Ислами новым соперником. Но Аль-Набхани был близок с Мухаммадом Амин аль-Хусейни, Великим муфтием Иерусалима, с которым он впервые встретился в 1930-х. Аль-Хусейни был среди тех, кто финансировал Хизб ут-Тахрир аль-Ислами в 1950-х. Во время Второй Мировой Войны Аль-Хусейни поддерживал нацистскую Германию. Он встретился с Гитлером в ноябре 1941 года, и нацисты предоставили ему политическое убежище, выплачивая ему ежемесячное «жалование» в 20000 рейх марок за сплочение мусульман на Балканах, в Северной Африке и на Востоке под флагом нацистов. [11.8] В Берлине Мухаммад Амин аль-Хусейни также встретился с Генрихом Гиммлером, известным Рейхсфюрером СС, и его помощником Адольфом Ейхманом.После войны союзники нашли дневник Великого муфтия. На странице с указанием даты 9 ноября 1944 года были написаны следующие слова: «Лучший друг арабов. Ейхман». Над словом «Ейхман» (написанном латинскими буквами) было преписано рукой Аль-Хусейни: «фаирус надира джиддан» и «Кхейр мукхлис лил-араб» - «очень редкий бриллиант» и «лучший спаситель арабов» .Великий муфтий был всесторонне задействован в вербовке, мобилизации и мотивировании молодых мусульман для участия в специальном мусульманском подразделении войск СС, действовавших в Югославии и Венгрии, где они совершали ужасные злодеяния. Именно поэтому после войны Югославия потребовала экстрадиции муфтия, рассматривая его как военного преступника. Хотя Великий муфтий и был военным преступником, вовлеченным нацистами в бесчинства войны и Холокост, Египет предоставил ему политическое убежище после войны. Мухаммад Амин аль-Хусейни был очень популярен среди арабов и палестинцев, лишь пробританские иорданцы были его традиционными противниками. Из-за его значительной популярности в арабском мире западные лидеры и Россия отменили его экстрадицию и судебное разбирательство. Великий муфтий продолжил поддерживать исламистские группировки. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами была одной из новых группировок, поддерживаемых ним. Кроме того, он и основатель Хизб ут-Тахрир аль-Ислами были близкими друзьями, и иорданцам это абсолютно не нравилось. Уже в марте 1953 года власти Иордании решили арестовать основателей и запретить партию. Причастность Хизб ут-Тахрир аль-Ислами к неудачным попыткам государственного переворота Хизб ут-Тахрир аль-Ислами была вовлечена в две неудачные попытки государственного переворота в Аммане в 1968 и 1969 году [11]. Вероятнее всего, партии удалось проникнуть в традиционно прозападную армию, основу Хашимитского Королевства Иордании. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами хотела заменить умеренное Хашимитское Королевство на антизападный исламский Халифат или государство.Движение распространилось и в другие страны, а именно в Ирак и Сирию, в армии которых также успешно проникли его представители. В 1972 году Хизб ут-Тахрир аль-Ислами пыталась инициировать государственный переворот на юге Ирака. В 1993 Хизб ут-Тахрир аль-Ислами снова была вовлечена в заговор против Короля Иордании Хусейна (который заключил мир с Израилем годом позже) [12].Хотя делегаты Хизб ут-Тахрир аль-Ислами в Европе сейчас настаивают на том, что их движение преследует стратегию ненасилия, основатель Хизб ут-Тахрир аль-Ислами аль-Набхани принуждал его последователей сражаться против неверных под шлагом Халифа (= джихада) и активно пропагандировать идеи движения посредством толкования распространенной обеспечивающей базы [13]. Роль движения в нескольких неудачных государственных переворотах показывает, что здесь мы имеем дело с фанатичной, но хорошо организованной и особо опасной группировкой, которая пытается проникнуть в правительство и армию.Аль-Набхани умер в 1977 году в Бейруте, и его место заменил Абдул Кадим Заллум. Новое руководство отправило делегацию в Париж для встречи с Аятоллой Хомейни перед его возвращением в Иран. Две другие делегации были отправлены позже в Тегеран для встречи с новыми Иранскими лидерами. Последняя делегация прибыла в Тегеран в Мае 1979 года и представила Хомейни «Конституцию Исламского государства», предложенную Хизб ут-Тахрир аль-Ислами. Но Хомейни имел свои собственные идеи в отношении такого государства и не проявил интереса в отношении предложенного. В дальнейшем разочарованные лидеры Хизб ут-Тахрир аль-Ислами обвинили Иранского лидера в том, что он является «предполагаемым Американским агентом» [14].Во второй половине 1980-х и 1990-х движение следовало стратегии использования в своих интересах возрождение Исламского фундаментализма на Ближнем Востоке, в Азии, Европе и Австралии. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами распространилось во многих странах и создало довольно крепкую базу в Узбекистане, где оно сотрудничало с Аль-Каидой. Они также имели очень сильную базу в Таджикистане, Киргизстане, Казахстане, Китайской провинции Синьцзян, Северной Африке (Тунисе, Ливии, Египте), Саудовской Аравии, Иордании, Леване, Сирии, странах Персидского залива, Турции, Пакистане и Австралии. (В Турции 23 членам Хизб ут-Тахрир аль-Ислами было предъявлено обвинение в «подрывании основ государства» и они были приговорены к четырем годам заключения в августе 2000 года; в Австралии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами способствовали усилению давления среди мусульман и подставили под угрозу их интеграцию в общество).

Партия или движение организовано как фашистская партия, верность верховному руководству («амирам» «Эмиров») абсолютная. Также это своего рода тоталитарное братство, действующее посредством ячеек.

Члены этого движения должны принести следующую клятву:

«Я клянусь Всемогущим Богом быть верным Исламу и защищать его, принимать идеи и конституцию Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, быть верным его лидерам и воплощать его решения, даже если они противоречат моим убеждениям до тех пор, пока я являюсь его членом»

Цель партии - возрождение исламской жизни путем установления исламского государства в арабских странах, а затем исламского халифата с последующим распространением Ислама в других странах.

Главное отличие партии в большом акцентировании на культурно-просветительскую сторону и утверждении её в качестве основы для формирования исламской личности, в первую очередь, а затем и всей общины мусульман.

Философия партии в пути достижения своей цели заключается в том, что в любом обществе люди живут за двумя толстыми стенами: стена вероучения и идеологии; и стена законов. Если кто-то намерен изменить это общество изнутри, то он должен сконцентрировать силы воздействия на внешнюю стену (т.е. идеологическая атака). Это должно привести к идеологическому противостоянию, затем к перевороту мысли, а потом и к политическому перевороту. Незыблемое правило партии гласит: «Исправь общество - исправится и личность…»!!

Партия считает, что намеченные ими изменения должны происходить в три этапа:

Идеологическая борьба культурно-просветительскими методами партии. хизб тахрир мусульманский освобождение

Идеологический переворот, который произойдет в результате использования культурных и политических методов.

Взятие власти в свои руки, для достижения чего необходима помощь правителя или других влиятельных политиков.

Вначале партией был установлен срок в 13 лет, по истечению которого она должна была прийти к власти, после чего этот срок продлевался трижды, но до сегодняшнего дня их планам не суждено было сбыться.

Партия не придает значения духовному формированию личности и делает акцент на удовлетворение материальных потребностей и инстинктов человека.

Идеологи партии считают неприемлемым принцип повеления одобряемого и порицания запретного на данном этапе, более того, они считают применение этого принципа функцией исламского государства после его становления.

Партия обязывает своих членов соблюдать секретность и конспирацию, даже в тех случаях, когда в этом нет никакой логической надобности.

Партия составила конституцию, специально приготовленную для исламского государства. Она состоит из 187 статей. Несмотря на то, что эта конституция не была применена на практике, она подверглась критике за то, что не отвечает представлениям и потребностям современного исламского государства.

Принципы партии, подвергнутые критике со стороны мусульманских ученых:

а)В области призыва к Исламу: Акцентирование внимания на идеологические и политические стороны и пренебрежение воспитательной и духовной сторонами. Чрезмерное увлечение членов партии спорами с представителями всех существующих исламских течений. Преувеличение роли разума в формировании личности и в вопросах вероучения. Неприятие принципа повеления одобряемого и порицания запретного на данном этапе призыва до становления исламского государства, которое осуществит его силой власти.У каждого, кто знакомится с доктриной партии, складывается впечатление, что главной заботой ее членов является приход к власти.

Узкое понимание целей Ислама и стремление реализовать лишь некоторые из них, при этом пренебрегая другими. Корни идеологии и убеждений

У партии были националистические идеи, они выражены в книге «Миссия арабов», изданной в 1950г. Эти идеи повлияли на формирование принципа первостепенности установления исламского государства сначала в арабских странах, а затем и в других. В самом начале Ан-Набхани имел близкие связи с «Братьями мусульманами» в Иордании и читал лекции на их собраниях. Он хорошо отзывался об их учении и о его основателе шейхе Хасане аль-Банна, но через некоторое время он объявил об основании отдельной организации. Многие призывали его отказаться от своих идей и объединить усилия на пути Аллаха. Среди них устаз Сейид Кутб, который во время своего визита в Кудс много и долго дискутировал с ним, однако Ан-Набхани остался при своем мнении.