Хизб ут-Тахрир

курсовая работа

2.2 Распространение в странах мира

В начале своей деятельности партия наиболее активно действовала в Иордании, Сирии и Ливане, затем ее влияние распространилось в других исламских государствах, а позднее в Европе и, в частности, в Австрии, Германии и в некоторых регионах бывшего СССР (Украине и Узбекистане). В Иордании партия издавала еженедельную газету под названием «Ар-Райа» («Знамя»), но ее издание было прекращено, после чего они стали издавать в Бейруте другую газету, под названием «Аль-Хадара» («Цивилизация»), издание которой также было приостановлено. [15.8]

Области и регионы, в которых работает партия, они называют «уиляйатами» (подвластная территория). Руководит партией в каждом уиляйате партийная комиссия, состоящая из 3 - 10 человек. Все комиссии подчиняются Тайному Совету Правления. Заключение:Из вышесказанного следует, что «Хизб-ут-Тахрир» является «исламской» политической партией, призывающей к восстановлению исламского государства в форме халифата и считающей, что изменить общество и повлиять на него возможно только идеологической атакой, за которой последует идеологический, а затем и политический переворот. Идеология и методы этой партии противоречат основам вероучения и методам «Ахлюс-сунна уа-ль-джама». Это проявляется в таких вопросах как предпочтение разума текстам Корана и Сунны, схожесть их идей с идеями мутазилитов и других философов. Кроме того, они пренебрегают духовным воспитанием и не считают обязательным претворение в жизнь принципа Призыва к одобряемому и запрета порицаемого. Помимо всего этого, они выносят странные фетвы, не совместимые с принципами исламского правоведения и противоречащие его духу. Перевели и подготовили: Кудаев Расул и Астемиров Анзор Курултай крымско-татарского народа обеспокоен деструктивной деятельностью в Крыму активистов политической организации "Хизбут-Тахрир".

Как говорится в обращении Курултая к мусульманам Крыма, "появление на территории Крыма последователей "Хизб-ут-Тахрир", чья деятельность запрещена практически во всех исламских государствах, а исповедуемые ее членами формы распространения Ислама признаны недопустимыми и еретическими, свидетельствует о том, что в среде противников единства и сплоченности крымско-татарского народа продолжаются поиски более изощренных попыток, способных, по их мнению, не только ослабить волю крымско-татарского народа на пути национального и духовного возрождения, [16.5] но и привнести в крымское общество религиозную нетерпимость и недоверие"."Поэтому и не удивительно, что среди тех, кто явно или скрыто поддерживает раскольническую деятельность последователей организации "Хизб-ут-Тахрир", оказались и те, кто выступает против высшего представительного органа крымско-татарского народа - Курултая и органов национального самоуправления крымских татар", - говорится в обращении.«Всякий раз, сталкиваясь с информацией о деятельности партии “Хизб-ут- Тахрир”, и соответственно о проявлениях методов борьбы с ним государства, будь то на уровне достоверных свидетельств или слухов, моя память невольно воспроизводит изречения: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к Вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные”; “Все, что случается снаружи, должно произойти сначала внутри. Семя погружено внутрь, а дерево появляется снаружи”.

Осмысление данных изречений приводит, в частности, к мысли о том, что если зрить в корень, то борьба с религиозным экстремизмом, образно выражаясь, отнюдь не должна сводиться всецело к рубке негодных деревьев, дабы очистить лес. Впрочем, начнем сначала с того, что вопросы религиозной убежденности людей - весьма деликатная сфера и поэтому требуют строго взвешенного подхода при их рассмотрении. Тем более, речь идет о борьбе, которая разворачивается вокруг и около Ислама различными силами, что дает основание для тревог. Подчеркиваю, именно тревог, так как исключение вероятности “перерождения” светского государства в исламское, а равно псевдоисламское, диктует необходимость выработки действенных средств идеологического, политического характера в процессе противостояния новоявленным бесам - религиозным экстремистам. В этом отношении небезынтересна (и небесспорна) точка зрения многих российских экспертов, считающих, что Узбекистан и, вероятно, другие страны Центральной Азии ждут возможные альтернативы потрясениям, связанным с сохранением предпосылок для взрыва радикализма. В частности, Сергей Абашин, анализируя положение в Таджикистане, отмечает возможность усиления новой оппозиции (например “Хизб-ут-тахрир”), которая попытается изменить политический расклад. Поэтому исследователь полагает, что единственный путь борьбы с экстремизмом и сохранения мира в регионе заключается в переговорах, согласовывании интересов и т.д.

На наш взгляд, безусловно, не вызывает сомнения оправданность легитимных методов принуждения, насилия государства в отношении проповедников и носителей экстремизма. Вместе с тем, нельзя отрицать и того обстоятельства, что дальнейшее предпочтение средств насилия, вместо акцентирования внимания на использование и действенных политических и идеологических методов, может сказаться в ближайшее время негативным образом на общественно-политической обстановке в стране.

К сожалению, природа и жесткая предопределенность действий членов “Хизб-ут-тахрир” своими программными целями (своей партийной программой), с одной стороны, а с другой - однозначная установка государства (государств) бороться с “Хизб-ут-тахрир” лишь силовыми методами создают вкупе негативно заряженное энергетическое пространство и тем самым несут реальную угрозу стабильности, миру и спокойствию страны (региона В действительности об этом, в частности, свидетельствует следующее.“Хизб-ут-Тахрир аль Исламия” в переводе с арабского означает “Партия освобождения ислама” (Хизб - партия; тахрир - освобождение). Напомню, что эта так называемая “Партия свободы” основана в Иерусалиме в 1953 году и является радикальной организацией. В последнее десятилетие она распространила свою деятельность на центрально-азиатские государства, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Азербайджан. По некоторым данным, ее ячейки создаются в мусульманских регионах России, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Ставрополе, Курске, Воронеже.По словам депутата Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызстана Турсунбая Бакир уулу, в его родном Карасуйском районе Ошской области с населением свыше 300 тысяч человек почти каждый пятый-шестой житель является сторонником "Хизб-ут-тахрира".

Исходя из этого факта, можно сделать предположение о значительности числа сторонников "Хизб-ут-тахрир" в масштабе региона, в частности, Узбекистана. Хотя, по самым поверхностным наблюдениям, в последний год в Узбекистане значительно уменьшилось число судебных процессов над хизбутовцами. По некоторым свидетельствам, в стране на самом деле пошла на убыль деятельность “Хизб-ут - тахрир”. Это, например, выражается в том, что уже практически не встретишь их листовок в общественных местах.

Идейная направленность “Хизб-ут-тахрир” содержится в написанных основателем данной партии Такийюддийном Набханий книгах “Система Ислама”, “Концепция “Хизбут-тахрир”, а также в основных учебных пособиях: “Положения ислама”; “Демократия - положение безверия”; “Общество в Исламе”; “Политика в Исламе”.“Эта организация, - по утверждению, Виталия Пономарева, координатора Центральноазиатской программы московского правозащитного центра “Мемориал”, - безобидная…”. “Люди могут верить во что угодно, - продолжает рассуждать он, - где угодно собираться, обсуждать, если при этом не призывают к насилию, не призывают к действию, нарушающему права других групп населения, то государство не должно вмешиваться в этот процесс”.

И, наконец, резюмируя свои размышления относительно “Хизб-ут-тахрир”, Пономарев однозначно утверждает: “…в её программных документах четко зафиксировано, что эта партия отвергает путь террора, отвергает путь вооруженной борьбы за власть, отвергает путь вооруженного насилия”.

Данная точка зрения имеет своих сторонников и находит дальнейшее развитие, в частности, в лице Сании Сагнаевой, аналитика “Международной группы изучения кризисов”. Так, в передаче радио “Озодлик” от 6 июля 2002 года, посвященной акции партии “Хизб-ут-тахрир” у здания узбекистанского посольства в Лондоне, корреспондент обратился к С.Сагнаевой с вопросом: “Вообще насколько представляет угрозу для безопасности общества организация “Хизб-ут-тахрир?”В ответ прозвучало: “Существует много слухов относительно “Хизб-ут-тахрир”. Цель партии - при помощи пропаганды идей Ислама мирным путем изменить современный государственный строй, построить исламский халифат”.

Не вдаваясь в пространные рассуждения о том, монстр ли партия “Хизб-ут-тахрир” или ее только таковым представляют, приведу лишь некоторые изречения из программных документов и издаваемой названной организацией литературы, распространявшихся прежде листовок.

Вот что, например, написано в книге “Система Ислама”, автором которой является основатель “Хизб-ут-тахрир” Такийюддийн Набханий: “В Исламе подразумевается, что основой общества является доктрина, включающая мысли, настроения, мнения и систему, вытекающие из этой доктрины. Таким образом, исламское общество появляется на свет тогда, когда получают преобладание исламское мышление и настроение, а среди людей распространяется исламский образ жизни, то есть исламская система организации жизни общества”.

Для того, чтобы утвердить исламскую систему организации жизни, основатель “Хизб-ут-тахрир” призывает “убрать физические препятствия на этом пути”, “воспользоваться принуждением, применением силы”.Полагаю, нет необходимости в комментариях и аргументах, доказывающих (убеждающих), что “Хизб-ут-тахрир” по своей идейной направленности является экстремистской религиозной организацией тоталитарного образца.Вот еще один характерный пример (факт), где очевидно, что идеология “Хизб-ут-тахрира” содержит энергию агрессивности, заражает “своих” слепой ненавистью против “чужих” и стремится придать этой самой агрессивности и ненависти фактическую направленность на практику.Так, один из номеров журнала “Аль-ваъй” (№170, июнь 2001г.) или в узбекском переводе “Онг” (“Сознание”), издаваемого “Хизб-ут-тахрир” на арабском языке для молодежи, полностью посвящен теме “Практика становления шахидом”.На странице 9 дается определение различия между самоубийством в собственном смысле этого слова и в смысле самоубийцы - камикадзе. В частности, отмечается, что между мусульманином, совершившим самоубийство, и мусульманином, взрывающим себя с целью уничтожения противника, есть существенная разница. [19.3] Потому что первый (самоубийца) убивает лишь себя, а второй (камикадзе) совершает самоубийство, унося с собой противников Ислама. Первый не воюет за веру или распространение Ислама, не убивает противника. А действие камикадзе является джихадом. Оно похоже на борьбу военными средствами. Соответственно, это является по сути своей самым важным великим боем. “Если камикадзе, - делается обобщение данным рассуждениям, - совершает свои действия во имя Аллаха, то он обязательно станет “шахидом” во имя Аллаха”. По существу, такие жизненные примеры демонстрируют потенциал насилия хизбутовцев, способность вносить раскол в мусульманскую умму и в то же время показывают отсутствие в их мышлении, поступках признаков, которые бы указывали на проявления любой искренней и глубокой веры в высшие духовные материи, будь то доброта, идеалы справедливости и другие нравственные ценности. Примечательно, что изучению религии хизбутовцы уделяют очень мало времени. Известно, на первом этапе вовлечения в партию (при обучении) в перечень изучаемых предметов входят политика, экономика, социология, география, религия. Причем последней отводится около 10-15 % времени от всего учебного процесса.

Объективности ради надо отметить, что, вероятнее всего, в последнее время в Узбекистане ряды партийцев не увеличиваются. Тем не менее, как нам думается, по причине того, что общество переживает переходный период, для которого свойственны тяжелые экономические и социальные условия жизни, идеология “Хизб-ут-тахрир” не перестает питать людей мифами, иллюзиями, ложными надеждами, связанными с идеей о том, что “только исламское государство может дать людям справедливую и достойную жизнь”. Многие молодые люди оказываются в рядах “Хизб-ут-тахрир” также по своей религиозной безграмотности и, соответственно, незнанию Корана.

И не удивительно, что когда верующие мусульмане советуют им вернуться, вернее, встать на правильный путь, то они, как правило, отвечают: “Ваша вера для вас, моя вера - для меня”. Это слова из Корана, которые пророк говорил неверным. Налицо невольное признание самими членами “Хизб-ут-тахрир” своего отступничества от Ислама”. Тем не менее, наверное, есть элемент рациональности в мысли, высказанной экспертом Алексеем Суховым: “…не исключено, что это - религиозные экстремисты, пытающиеся свергнуть конституционный строй. До тех пор, пока не будет изучено это явление, пока силовые структуры не станут делиться с народом объективной информацией по данному вопросу, авторитет партии будет расти, ее ряды будут увеличиваться…В данном случае необходим диалог и принятие конструктивных решений, возможно, какой-то из сторон противостояния, а может, и обоим придется поступиться своими принципами”. [20.3]

Хотя это суждение ни в коей мере не может отражать в целом ситуацию в регионе, нужно отметить, что повседневные реалии Узбекистана и региона в целом диктуют необходимость разработки технологий, преследующих задачу изменить жестокую реальность мира насилия и соответственно репрессивного мышления путем привнесения духовности, морали в социальную и политическую жизнь.В самом деле, нельзя умалчивать, что в обществе наблюдается эрозия нравственных ценностей, когда не ценится сама человеческая жизнь. Следует остановить распадающийся мир человеческого в отношениях между людьми, задуматься о причинах девальвации таких понятий, как милосердие, сострадание, терпимость.

И если мы претендуем на роль строителей гражданского общества, то необходимо, не ожидая пока нас не рассудит время (история), приложить весь свой интеллектуальный, нравственный потенциал к преодолению не изжитых негативных политических стереотипов мышления.

То есть повестка дня на сегодня и завтра заключается в том, чтобы стать, наконец, способными, достойными учениками школы компромисса, которая органически связана с процессами фактической, а не формальной демократизации. Однако все вышеизложенное относительно природы, стратегических целей и действий членов “Хизб-ут-тахрир” в Узбекистане на сегодняшний день показывает невозможность наведения каких-либо мостов между ними и властью в плане ведения диалога и тем более согласовывания интересов.

P.S. Когда была закончена статья, автору стало известно, что штаб-квартира “Хизб-ут-тахрир” в Лондоне организует в ближайшее время демонстрации протеста против Правительства Узбекистана в странах Европы, в Австралии, в Индонезии. Эта акция преследует цель поддержки своих сторонников, преследуемых в Узбекистане. Вызывает недоумение факт, что поводом для своих действий они избрали фигуру умершего три года назад члена “Хизб-ут-тахрир” Фархада Усманова. Не проявление ли это попытки поднять упавших духом своих единомышленников в Узбекистане, деятельность которых стала сводиться на нет? Не показывает ли это однозначно, что деятельность хизбутовцев на местах повсеместно направляется и направлялась извне, а именно - из далекого зарубежья? Не здесь ли произрастают корни древа - “Хизб-ут-тахрир”? г.Ташкент, 11 июля 2002 года

Делись добром ;)