Христианское душепопечительство: определение понятия и сферы применения

реферат

2.2 Формы, методы, правила душепопечительства

В современной практике душепопечительства существует очень большое разнообразие различных форм. Все они могут иметь место, если соответствуют главной цели, - помочь человеку приблизиться к Богу на основании библейских принципов. Писание открывает нам два главных направления в служении Церкви, в которых используются формы душепопечительства - это богослужебное собрание и «закулисная» христианская работа.

Богослужебное собрание

Для богослужебного собрания свойственны такие формы душепопечительства, как проповедь, публичное свидетельство, праздничное общение. Из них наиболее эффективной является проповедь.

Преимущество проповеди как формы душепопечительства заключаются в том, что одновременно многие люди могут слышать то, что говорит Писание. Через проповедь Слово Божие может касаться различных социальных групп и возрастов. Недостаток такой формы душепопечительства заключается в отсутствии личного контакта душепопечителя-проповедника с конкретным человеком. Проповеди не всегда затрагивают суть человеческих нужд (не без приятных исключений, конечно). Обычно церковь щедра на увещевания, но слаба на объяснения. В результате в тысячах христианских церквей есть люди, которые говорят самим себе: «Это прекрасная проповедь. Но как мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь помог мне решить мою проблему».

Внебогослужебное душепопечительство

К этому направлению душепопечительства относятся такие формы, как ученичество, наставничество, консультирование, беседа. Эффективность подобных форм обусловлена небольшой численностью в группах. Например, это может быть воскресная школа или церковь, которая поделена на небольшие группы, где люди могут достаточно откровенно делиться своими духовными заботами и проблемами. Большинство людей обычно очень рады возможности общения с теми, с кем они чувствуют себя легко и свободно, кому они могут доверять (Деян.2.44-47).

Эти формы душепопечительства затрагивают глубинные проблемы людей, поэтому являются наиболее эффективными. В Библии этим формам уделяется наибольшее внимание. Например, в послании к Титу апостол Павел указывает на форму наставничества, которая касается стариц в Церкви. Они обязаны учить молодых женщин любить своих мужей (Тит.2.4). Сегодня эта форма заботы совершенно отсутствует в наших церквах. В результате подобного состояния многие молодые супруги имеют проблемы в своих семьях. Еще одна не менее важная форма душепопечительства, записанная на страницах Библии, - это внутрисемейное наставничество и попечительство, где предполагается забота членов семьи друг о друге (1Тим.3.12,13; 5.4,8).

В церкви иногда много проблем из-за того, что пренебрегаются внебогослужебные формы душепопечительства, которые составляют главную часть заботы о душе человека. Это приводит к тому, что церковь не функционирует как единый живой духовный организм. Многие церкви становятся «приходами», потому что предпочитают больше богослужебное душепопечительство. Богослужебное и внебогослужебное душепопечительство в равной мере важны и необходимы, но при этом не должен нарушаться баланс и гармония их взаимодействия и функций.

Слово Божие, молитва и общение являются главными средствами в оказании духовной помощи другим христианам.

Различают общие и специальные формы душепопечительства. К общим формам относятся: проповедь, общение, беседы, кружки по изучению Библии и др. В методологии этих форм можно выделить три основные группы методов: методы коммуникации, методы исследования и методы практического решения проблем.

Методы коммуникации. Например, человек, который попал в кризисную ситуацию, испытывает чувство беспомощности и замешательства. Первая задача душепопечителя состоит в том, чтобы установить контакт с человеком. Это можно сделать несколькими способами:

· сначала важно установить зрительный контакт, что помогает опекаемому избавиться от дезориентации;

· затем, чтобы помочь человеку сосредоточиться и овладеть ситуацией, душепопечитель должен задавать короткие и прямые вопросы, переспрашивать;

· невозможно понять проблему человека, не научившись сочувствовать его боли и страданиям; душепопечитель должен сопереживать опекаемому;

· путем постановки вопросов можно установить, что происходит с чувствами человека, и которые из них наиболее задеты. Затем душепопечитель может назвать эти эмоции вслух. Как только эмоции будут названы своими именами, опекаемый почувствует, что его понимают.

Методы исследования. Христианские психологи предлагают много методов исследования и решения проблем, которые могут иметь разную стратегию и подход, что является нормальным положением в душепопечительской практике. Например, многие христианские психологи считают, что следует сначала воздействовать на разум человека, чтобы в итоге дойти до чувств и поведения. Этот метод хорош тем, что делает акцент на главное начало личности, от которого зависят все остальные ее качества и поведение. Если человек получит духовное просвещение своего разума - эмоции и поведение займут свое правильное "место".

Метод комбинационного подхода выдвигает христианский психолог Харольд Сейла. Он считает, что к анализу и решению проблем человека следует подходить целостно, касаясь одновременно поведения, эмоций и разума. Этот подход заслуживает серьезного внимания для использования в душепопечительской практике.

Не менее интересный метод предлагает христианский психолог доктор Альберт Эллис, который назвал свою методику «исследованием проблем от поверхностных признаков до скрытых причин».

Предваряющее событие. Первая задача духовного помощника исследовать предваряющее событие для того, чтобы понять всю суть проблемы. Такими событиями могут быть: потеря работы, смерть близкого человека, провал на экзамене. В это время душепопечителю следует внимательно слушать, задавать подходящие вопросы для выяснения фактов, определить уровень нужды и повторить своими словами человеку то, что он говорил.

Система представлений. Это та область, где духовный помощник исследует систему ценностей человека, его ценностных ориентаций. Столкнувшись с проблемой, человек должен сам для себя определить эту ситуацию. Видит ли он в ней лишь препятствие, с которым нужно смириться и терпеливо переносить, или он представляет себе эту проблему как планку, которую нужно перепрыгнуть.

Эмоциональная реакция. Душепопечителю важно определить эмоциональную реакцию на то, что произошло. Есть ли чувство вины, беспокойства? Какие эмоции появляются тогда, когда человек представляет себе это событие?

Целенаправленные вопросы. Душепопечителю следует выяснить основные представления или убеждения, задавая целенаправленные вопросы. Духовный помощник должен подготовить слова, которые дойдут и затронут самую суть проблемы опекаемого.

Ответы на предыдущие вопросы. На этой стадии происходит помощь со стороны душепопечителя. Его задача состоит в том, чтобы рассмотреть все жизненные вопросы в рамках Божьего Слова. Для этого необходимо понимание Писания и использование отдельных отрывков так, чтобы опекаемый научился рассматривать свою жизнь с точки зрения Бога. Доктор Альберт Эллис заключает, что глубокая духовная помощь осуществляется на двух уровнях - поведение и чувства - для того, чтобы достичь третьего уровня - мыслей. Бог устроил нас таким образом, что то, что мы думаем, влияет на наши чувства, а то, что мы чувствуем, влияет на то, как мы поступаем.

Практические методы. Они применяются при решении проблем в конкретных ситуациях: покаяние, болезнь, одержимость. Каждый из применяемых методов в конкретной ситуации может иметь свои особенности и отличия.

Исповедь. Этот метод предполагает четыре основных этапа взаимодействия душепопечителя и опекаемого.

1. Молитва душепопечителя и краткая беседа с опекаемым. Молитва душепопечителя о Господнем присутствии, затем краткая беседа о том, что такое грех - многие люди не осознают влияние греха на жизнь человека.

2. Личное признание опекаемого в грехе (грехах). Многие душепопечители предлагают человеку записать все свои грехи на листочек, чтобы не забыть, и перечислить все записанные грехи в молитве. Признание человека в своих грехах - это начало движения к тому, чтобы избавиться от беды и снова получить от Бога доверие.

3. Осознание опекаемым того, что его грехи прощены (1Ин.1.9).

4. Молитва благословения со стороны душепопечителя.

Молитва над больным. В Библии существуют разные методы в служении исцеления. Здесь представлены наиболее используемые:

· касание больного (Мф.9.27-31);

· возложение рук на исцеляемого (Мк.6.5);

· приказание исцелиться или выговор болезни (Деян.14.10);

· молитва в сочетании с постом (Ин.11.41; Деян.28.8);

· помазание елеем и молитва (Иак.5.14) [42, с.61].

Вся работа, которая совершается душепопечителем, является, по сути, Господней. Он делает главное: прощает, исцеляет, изгоняет. Душепопечителю важно научиться не делать скоропоспешных выводов и решений, но всегда серьезно духовно подготавливать себя для помощи нуждающимся.

Делись добром ;)