Христианство

реферат

5. Христианская книжность отечественного Средневековья

Христианство -- проверенная веками экология души множества своих сторонников. Сегодня это самая крупная из религий мира -- христиан более двух миллиардов на всех континентах Земли.

Многие догматы христианского вероучения и культа толковались отдельными группами сторонников этой религии по-разному. Те группы, которые потерпели поражение с борьбе с большинством остальных общин, получили с их стороны презрительное название -- ереси (от греч. «отбор», «раскол»). Еретики возможны только внутри самого христианства, остальные религии с точки зрения христианства именуются сектами. Среди первых ересей (IV в.) выделяется учение священника из Александрии Арии, признававшего Бога-Сына не равным Богу-Отцу. После арианства, в V веке распространилось несторианство, названное по имени константинопольского патриарха Нестора. Тот настаивал на преобладании человеческого начала в Христе. С этим не соглашались приверженцы монофизитов, в глазах которых Христос обладал единой -- божественной природой. Каждый из этих вариантов христианства получил на какое-то время признание в отдельных регионах Востока, у тех или иных народов. Но Вселенские соборы осудили их как ереси и постепенно они потеряли своих сторонников (монофизитство сохранилось до наших дней в армяно-грегорианской церкви). В эпоху Средневековья то там, то тут возникали новые и новые ереси, под знаменами которых происходили восстания угнетённых и обездоленных слоев европейских народов (читаем об этом, например, в романе Умберто Эко «Имя розы» или новом романе Анджея Сапковского «Башня шутов» про восстание гуситов и остальную Реформацию).

Союз христианской церкви и государства (Римской империи) установился на разделении функций государства и церкви. Образно говоря (словами Иоанна Златоуста), «императору вверены тела, а иерею души» подданных. В гражданских и уголовных делах граждан судит государственная власть, а в вопросах нравственности и веры как представители властей, так и граждане подчиняются духовенству. Политическая практика, однако, в разные периоды, в разных странах устанавливала союз церковной и светской властей неодинаково. Это привело к существенной разнице в развитии этой религии на Западе и на Востоке Европы.

В конце IV в. Римская империя политически разделилась на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). Вследствие этого, в 867 г. произошёл разрыв между папой Римским Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. Это означало раскол христианства на западное и восточное. Раскол стал необратимым после 1054 г., когда патриарх Керруларий и легат папы Льва IX Гумберт взаимно отлучили один другого от церкви (признали схизматиками, т.е. раскольниками). Схизма возвела идейный и политический барьер между праволсавием и католицизмом. На Западе Европы, где господствовал латинский язык, образовалось католичество (по-гречески «всеобщая», затем «соборная», «самоуправляемая» церковь). Здесь до сих пор (в Италии, Испании, Португалии, Франции, Польше) господствует римско-католическая церковь. Римские папы долгое время боролись за превосходство своей власти над государствами латинского Запада. В результате Запад распался на множество сравнительно небольших государств, а в папской власти осталось лишь карликовое государство Ватикан.

По той же причине чрезмерных претензий папизма на международное владычество от католичества в результате Реформации XVI века отделился протестантизм (совокупность церквей, упростивших и удешевивших христианское богослужение -- лютеранство, баптизм, меннониты, методисты, кальвинизм, англиканство, их варианты-секты). Разные варианты протестантизма доныне господствуют в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, США, ряде бывших колоний и зависимых от Запада стран. Все протестанты признали единственным источником Библию, которую они переводят на все национальные языки. Каждый протестант обязан сам читать и истолковывать Библию, священники им практически не нужны; отменяется поклонение святым, их мощам, иконам, даже кресту; их храм по скромности своего убранству приближается к обычному дому; обряды приобретают сугубо символический смысл, несколько более значимый только для крещения и причащения; спасение души достигается у протестантов не добрыми делами, а исключительно личной верой в Бога.

На Востоке же бывшей Римской империи, где государственным языком стал греческий, утвердилось православие (т.е. «правильно славящее Бога», «имеющее правильный взгляд на него», ортодоксальное) или же греко-кафолическая церковь. И католицизм, и православие признали, что божественная и человеческая ипостаси Христа находились в равновесии. За разницей богословских взглядов (на соотношение лиц Святой Троицы) и обрядовых практик отдельных частей христианства стояли, конечно, различия в культуре, экономических и политических интересов разных государств и их социальных элит.

Православие восторжествовало первоначально в Восточно-Римской империи -- Византии. Главой этой церкви выступал патриарх (по-гречески «родоначальник») Константинопольский. Власть патриарха над церковью не была абсолютной; авторитет общецерковного собора -- собрания глав остальных церковных округов стоял выше авторитета патриарха. Кроме того, патриарх, в отличие от папы Римского, безусловно подчинялся светской власти императора. На Востоке государство почти всегда преобладало над церковью. Это помогло созданию здесь крупных и долговечных империй (вроде Византии, Руси). Свои патриархи первоначально имелись и в Иерусалиме, Александрии (Египет), Антиохии (Сирия). В православном мире с самого начала его образования допускалось богослужение не только на греческом, но и на местных языках. Поэтому православие из Византии довольно рано проникло к ее соседям -- в Грузию (V в.), Болгарию и Сербию (в IX в.); а в X в., через южных славян к восточным, на Русь.

Делись добром ;)