Власть и право в Ветхом Завете

реферат

лава 3. Право в Ветхом Завете

Древние евреи, пройдя через важный этап первоначального морально-правового нормотворчества, создали свою нормативно-ценностную систему, в которой, наряду со специфическим национальным содержанием, оказалось чрезвычайно мощно представлено и универсальное, общечеловеческое содержание. Именно поэтому религиозно-философские идеи и морально-правовые принципы Ветхого завета были в последующие века приняты многими другими народами мира. Однако следует отметить, что право в Ветхом Завете характеризуется синкретизмом религиозного, морального и правового сознания. Синкретизм - соединение разнородных вероучительных и культовых положений. [9]

Однако можно выделить в его структуре законы, специфичные как по направленности, так и по своим функциям. Наиболее часто выделяются законы обрядово-религиозные, гражданско-государственные, хозяйственные, криминальные.

К обрядово-религиозным предписаниям, входившим в общую структуру закона, принадлежали правила устройства и почитания священных предметов, таких, как Ковчег Завета и скиния (Исх.25:10-22; 33:7-11); обязанности священников (Исх.28:1-39; Лев.10:9-11,21,16-24; Чис.3:5-10); правила жертвоприношений (Исх.34:19-20;29:38-42; Лев.1:3-17;2:1-16;3:1-7;5:1-34;22:17-19;27:30-33);требования ритуальной чистоты (Лев. 3:17;7:32-25;11;12:1-8;13-15; Чис.19:11-22; Втор.14:3-20) и соблюдения праздников, например, субботы, пасхи (Исх.23:10-11;34:17-18; Лев. 23:24,26-32; Втор. 5:12-15;16:1-7,9-11,13-17).

Основой государственного законодательства были предписания, определявшие статус и построение основных государственных институтов. Это предписания относительно установления верховной власти и качеств ее носителей (Втор.17:14-20); организации армии (Чис.26:2; Втор. 20:5-7); гражданства (Втор.23:1-8). Тут же значительное место занимало формулирование принципов организации судопроизводства - назначения и обязанности судей, свидетелей (Исх.18:13-26;23:1-3,6-9; Лев.19:5,16; Чис.35:30; Втор.5:20;16:18-20;17:7-6;19:15;27:15).

Криминальное законодательство в ветхозаветную эпоху отражало определенную структуру позитивных в моральном плане религиозно обрядовых, государственно-политических, гражданских, семейно-брачных утверждений-предписаний и формально представляло собою систему соответствующих запретов и санкций-наказаний за их нарушение. Определялись преступления против религии - вероотступничество, кощунство, идолопоклонничество (Исх.20:4-6;22:18,20;34:14;35:2-3; Лев.14:16;18:21;20:2-5; Второ-зак.5:11-15;13:1-18); против власти и общественного порядка такие, как отказ от выполнения законов, нарушение клятвы (Исх.23:8; Лев.19:25; Втор.5:20;16:19-20;19:16-21); посягательства против собственности - воровство, обманное присвоение чужого (Исх.22:1-4; Лев.6:2-7;19:35-37; Втор. 19:14; 25:13-16;27:17). Особо стоит отметить осуждение преступлений против мора-ли и личной свободы -половых извращений и брачных измен, зависти, обмана, клеветы, различных форм насилия -нападений, похищений, притеснений, избиений и убийств (Быт.9:5-6; Исх.21:12-14;22:21-24; Лев.19:11,14,16,20-22;29;21:15,18,26-27;24:19; Чис.35:14-34; Втор. 5:17;22:25-29).

Не смотря на то, что право в Ветхом Завете регулирует традиции жизни еврейского народа, очень многое это право принесло и в другие правовые семьи.

Делись добром ;)