Христианство и его влияние на современную общественно-политическую мысль

контрольная работа

3. Взаимоотношения между Православной церковью и современным государством

В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм - тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать как в достижении земной пользы, так и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. «Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям» [2].

В ходе истории складывались различные модели взаимоотношений между Православной Церковью и государством. В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между этими институтами.

Проблема органичного взаимодействия божественного и человеческого в общественной жизни до сих пор остается нерешенной. Оптимальное государственное устройство должно, с одной стороны, обеспечивать человеку возможность свободного развития, а с другой - ограничивать зло, проистекающее из двойственной природы человека.

Во всех областях регламентации жизни общества за цель следует принимать не абстрактное понятие высшего блага, а наименьшее зло в обществе. Из этого нужно исходить, говоря о фундаментальных правах и свободах человека в нашем обществе. Некоторые ограничения в свободе слова и еще больше в свободе действия должны существовать.

Государство должно нести контролирующую функцию, но таковая применяется исключительно по отношению к внешним проявлениям деятельности человека, включая соблюдение его гражданами очевидных и однозначных истин, выраженных еще в ветхозаветных заповедях: «Не убий», «Не укради». Внутренняя же жизнь человека, его убеждения, его вера не должны контролироваться государством. Не должно быть никаких ограничений свободы мысли, совести. Естественной границей свободы одного человека может считаться только свобода другого человека и ничто другое.

Страх многих христиан перед участием в общественно-политической жизни объясняется не столько отвращением к политике как таковой, сколько боязнью обмирщения, боязнью того, что основополагающие принципы христианства подвергнутся размыванию. Христианство имеет свое видение всех фундаментальных, основополагающих моментов человеческого бытия, причем, провозглашая это видение, оно не стремимся к построению Царства Божия на земле.

Государство не должно гарантировать людям духовного развития; это развитие может быть только свободным. Государство должно лишь создавать все необходимые условия для нормальной жизни своих граждан и в первую очередь обеспечить право человека на жизнь.

Отделение от государства означает, что государство не вправе вмешиваться в дела Церкви, если ее организации не нарушают законы Российской Федерации, а Церковь не вправе вмешиваться в осуществление политической власти и иную деятельность государства.

Взаимоотношения между государством и церковью в России никогда не были однозначными. Особенно сложными стали отношения в советский период истории - от практически полного отрицания церкви государством до признания важной ее роли в развитии общества.

В последнее время, и этот факт очевиден даже самым непосвященным, роль церкви в обществе, а, значит, и государстве значительно возросла. И в первую очередь это касается Русской Православной Церкви. Это произошло не случайно - большинство населения России считают себя православными, а, следовательно, адептами именно Русской Православной Церкви [2].

Отношения между Русской Православной Церковью и государством в настоящее время вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в общественной жизни и активно сотрудничает с Русской Православной Церковью в области духовно-нравственного воспитания. Православная церковь активно призывает не только своих последователей, но и все общество придерживаться традиционных христианских ценностей и нравственных моральных принципов, т.к. именно на этом базисе, по мнению церкви, можно построить здоровее обществ и сильное государство. Власть заинтересована в том, чтобы граждане в отдельности и все общество в целом обратились к своим историческим корням, традиционным ценностям и воспитали в себе все лучшее из нашей истории. После бурного десятилетия 1990-х гг. общество, да и само государство оказались в жестком идеологическом разнообразии и жестком национальном вакууме, т.к. не удавалось найти какие-либо приемлемые общественные позиции и установки, которые способствовали бы консолидации нации. Именно поэтому Русская Православная Церковь стала активно предлагать государству свою общественно-политическую позицию и высказываться по значимым вопросам политической и общественной жизни.

В начале 1990-х гг. происходило идеологическое оформление позиций церкви. по отношению к власти и сотрудничеству с ней. Церковь, как и новое государство, активно осуждала коммунистическую идеологию и пыталась предложить свое видение национальной идеи и дальнейшего пути развития. Этот процесс для церкви был достаточно тяжелый, так как внутри церкви появились достаточно радикальные и фундаменталистские группы, которые противостояли официальной позиции церкви, и этот процесс также усугублялся возникновением политических партий и общественных движений, использующих христианскую идеологию и символику.

Вместе с тем основная позиция церкви сводилась к преодолению «противостояния в обществе», снижению политических противоречий, достижению единства и согласия, социальной справедливости и укреплению нравственного начала в жизни. Наряду с этим подчеркивалась необходимость отстаивания собственной культурной идентичности и мировоззрения, четкого осознания национальных интересов и защиты общества от влияния разрушающей западной культуры и идеологии.

С момента избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом Московским и всея Руси значительно изменяется вектор отношений РПЦ с государством и обществом. Церковь стремится стать более открыто и активно предлагает обществу свое видение дальнейшей стратегии развития страны.

В настоящее время предложенная концепция «соработничества» приобретает новое значение - в нее интегрируется модель «симфонии» государства и церкви. Основной принцип «симфонических» отношений заключается в обоюдном сотрудничестве, взаимной поддержке и взаимной ответственности церкви и государства, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Церковь благословляет, поддерживает и помогает государству в политике, а государство создает благоприятные условия для деятельности церкви в обществе. Патриарх Кирилл подчеркивает, что «симфония» открывает замечательную перспективу для развития церковно-государственных отношений таким образом, чтобы ни государство, ни церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, уважали взаимно позицию друг друга по этим внутренним делам и одновременно выстраивали широкую систему взаимодействия, диалога и сотрудничества. Тем самым в модель «симфонии» закладывается «идея не вражды духовной и светской властей, а их сотрудничества в сферах, представляющих общий интерес». Формируя новую стратегию развития церковно-государственного взаимодействия, церковь сохраняет автономию по отношению к государству, но участвует в решении общественно-значимых вопросов таких, как вопросы нравственности и культуры; сохранение исторических памятников, забота о неимущих, забота о военнослужащих. Основная задача церкви проявляется в содействии процессу создания сильной личности, крепкой семьи и сильного государств.

Таким образом, Русская Православная Церковь претендует на роль духовно-нравственного института с правом участия в решении общественно-значимых проблем. Реализация декларируемых принципов церковно-государственных отношений на практике при сочетании концепции «соработничества» и модели «симфонии» с государством позволяют церкви занимать привилегированное положение в политической системе России[6].

Делись добром ;)