Церковь в политической жизни России история и современность

реферат

3. Современность: политика и церковь в России

Сегодня краеугольным камнем официальной церковной политики является принцип отделения церкви от государства. В этой связи считается также, что духовенству не должно участвовать в мирских делах. Однако подобное решительно противоречит всей вековой традиции русской церкви - традиции её активного участия в национально-государственном строительстве. Таковая отразилась, в частности, в идеале «премудрой двоицы» Царя и Патриарха. А этот идеал, в свою очередь, является преломлением на русской почве корневой для восточного христианства концепции симфонии светской царской и духовной церковной власти. Религия и политика в современной России. М., 2007

Нынешнюю власть , позиция церкви вполне устраивает. Однако в этой идиллии в отношениях власти и церкви немало лицемерия. Примечательно, что нынешняя российская власть практически оставила русскую церковь один на один со своими проблемами в отделившихся союзных республиках. Каноническая территория Московского патриархата подвергается непрерывным атакам, особенно на Украине и в Молдавии. Очевидно, что сама церковь отразить их не в состоянии, тут нужны дипломатические усилия государства. Но таких усилий мы не видим, и не случайно.

Вообще, говорить о том, что государство в постсоветскую эпоху признало церковь, или освободило церковь, было бы не верно. Государство признало отнюдь не православную церковь, но лишь секту. Ведь настоящее, не фальшивое, не лицемерное признание церкви со стороны государства означает и признание её государствообразующей роли, её высшей ценности для русского народа, её почётного места на русской земле. А этого-то как раз и нет. Более того, и быть не может. Попробовала бы РПЦ выступать подлинной церковью, её роман с нынешней властью быстро прекратился бы. В своё время коммунисты объявили церковь классовым врагом. И были, в сущности, правы. Церковь действительно была их врагом. Не столько классовым, сколько духовным врагом - ведь христианство не только не совместимо с марксизмом и большевизмом, но последние строятся на его отрицании. Ленин, Сталин, Хрущёв, и не только они, это хорошо понимали. Но и для западного толка лжедемократии, и идущих с нею в связке глобализма и либерализма, христианство и христианская церковь не меньшие враги. Поскольку глубинные принципы буржуазной демократии - эгалитаризм, космополитизм, индивидуализм, а глубинные принципы религии прямо противоположны - иерархия, почвенность, соборная солидарность. Поэтому настоящей искренней близости между церковью и государством, пестующим буржуазную демократию, никогда не может возникнуть. Христианство и буржуазная демократия - соперники в борьбе за души человеков. И, к сожалению, в России сегодня скорее последней удаётся отвратить от христианства массы, чем наоборот. Религия и политика в современной России. М., 2007

В заключение разговора о церкви и судьбах России скажем следующее: сегодня, гляди с близи, мы ещё не можем понять вполне ясно, что происходит с Россией. Упала ли она вся в бездну греха, или же совесть её распятая возвысилась на кресте, чтобы с высоты Креста прозреть, наконец, Путь и Истину, и отличить истинный Свет от люциферических искушений. Мы обязаны надеяться на второе, хотя первое и кажется более вероятным.

Делись добром ;)