Цикличность в истории монотеистических религий
ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Идея исторических циклов не нова. Еще до начала нашей эры римский историк Полибий в 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале нашей эры арабский историк аль-Бируни, а несколько позже эту идею развил Ибн Халдун из Туниса.
В эпоху Возрождения идею циклов в историческом процессе высказал французский историк Вико. А немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба[2.2].
Таким образом, все названные историки исходили из того, что любое развитие в природе или в обществе - циклично, проходит через схожие фазы.
На новую стадию изучение цикличности в историческом процессе вышло во второй половине XIX - XX веке, когда целая плеяда талантливых историков из разных уголков мира предложило свое видение циклового развития.
Так, в 1869 г. русский историк Н.Я. Данилевский выдвинул идею о культурно-исторических типах локальных цивилизаций. Эта идея была развита в опубликованной в 1918 г. книге О. Шпенглера «Закат Европы»[2.2].
Однако, наиболее полно учение о круговороте локальных цивилизаций и их цикличной динамике изложил известный английский историк Арнольд Тойнби в своем «Исследовании истории».
Попытаемся разобраться с самим понятием «цивилизация», так как многие люди употребляют этот термин, даже не зная, что он обозначает.
У данного понятия есть огромное количество определений.
Начнем с того, что этот термин был введен в широкий научный оборот еще в эпоху Просвещения, в середине XVIII в. Лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. По мнению просветителей, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,-- всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.
Сегодня одним из самых популярных определений данного понятия является следующее: «цивилизация - качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития»[1.3; С.3].
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, как уже указывалось, теория А. Тойнби. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями»[2.1].
Тойнби насчитывает 26 подобных цивилизаций, каждой из которых присуща определенная система ценностей. Именно эта система ценностей определяет жизнь людей. Общими критериями для классификации цивилизаций являются религия и степень удаленности цивилизации от того места, где цивилизация изначально возникла.
Среди подобных цивилизаций А. Тойнби выделяет западную, две православные (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную и многие другие.
Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации -- эскимосскую, номадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных»[2.1].
Каждая цивилизация, по мнению Тойнби, проходит на своем жизненном пути несколько стадий.
1) Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации.
2) За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру.
3) Стадия надлома. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.
4) Стадия распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство)[2.1].
Следует отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Тойнби считает, что за стадией надлома (или брейкдауна) не обязательно следует распад.
Процесс становления и развития цивилизации А.Тойнби представляет как «Вызов и Ответ». Вызов исторической ситуации и ответ творческого меньшинства цивилизации на этот вызов. Если ответа не дано или он не адекватен вызову, то цивилизация все равно будет возвращаться к этой проблеме. Если же цивилизация не способна дать ответ ответа на вызов, то цивилизация обречена на гибель[2.1].
Как мы видим, А. Тойнби большое внимание уделял большое внимание роли религии в жизни общества. А можно ли найти циклы в истории самих религий? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать во второй главе.