Цикличность в истории монотеистических религий

реферат

2.5 Циклы в истории монотеистических религий

Одной из главных проблем сегодняшнего дня, помимо мирового экономического кризиса, является вышеназванная проблема религиозного экстремизма.

Вопросы религии, ее формирования и исторического пути, в целом, замалчиваются современными репортерами, и получают анализ только в специальной научной литературе. Однако данная литература, к сожалению, недоступна для массового читателя (главным образом, из-за нежелания читать подобные статьи). В результате складывается следующая ситуация: одни (журналисты), печатая материал «на злобу дня», заботятся, в первую очередь о рейтинге, как своем собственном, так и издания, другие (читатели) и не хотят знать правду в более широком объеме, довольствуясь тем малым и искаженным представлением, которое несут им СМИ.

Особо важную роль этот факт играет в вопросах о корнях и причинах современного терроризма. Некоторые журналисты и обществоведы, говоря об «исламской угрозе», указывают на то, что подобное проявление агрессии, в целом, характерно для ислама. Мне бы очень хотелось задать им вопрос: а помните ли Вы о положении евреев в Арабском халифате и его испанских осколках: Гранадском эмирате и Кордовском халифате? Ведь для еврейства мусульманской Испании был характерен настоящий культурный подъем. Да и говорить о притеснении евреев мусульманами в этих государствах не приходится. А может быть, кто-то забыл о том, что происходило в тот период в христианской Европе? Еврейские погромы, крестовые походы в Святую землю, политическая риторика, характерная для настоящих экстремистских религиозных лидеров. Вряд ли можно забыть и страшный геноцид ханаанских народов, устроенный евреями после Исхода из Египта.

Возможно, нам всем следует задуматься о том, что каждая монотеистическая религия проходит через определенные этапы агрессии. С чем может быть связана данная агрессия? Вероятно, с низким социальным уровнем или, что более понятно, низким уровнем жизни.

Разве от хорошей жизни христиане средневековой Европы бросали свои семьи, свои дома и отправлялись в крестовые походы на захват Иерусалима? Конечно, этими людьми двигали светлые (с их точки зрения) мысли. Но какие мысли роились в головах людей организовывавших данные походы? Мне кажется, что за редким исключением - алчность. Как же похоже все это на сегодняшний день!

Складывается такое впечатление, что каждая религия проходит очень тяжелый этап становления в сознании масс. И до тех пор пока эти идеи (еще раз повторюсь, каждая религия несет добро и свет), в их правильном понимании, не укоренятся в умах людей, возможно любое проявление религиозной агрессии.

Итак, по нашему мнению, все названные монотеистические религии проходят в своем развитии следующие стадии: зарождение - становление - период агрессивного развития - период утверждения религии, как основы нравственного мировоззрения стран и народов.

Рассмотрим развитие монотеистических религий согласно предлагаемому нами циклу.

Итак, иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия зарождается в на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э. в Палестине.

Основателем религии является Авраам, который со своей семьей пришел в Ханаан (позже Израильское царство - по второму имени внука Авраама - Иакова).

Спустя некоторое время евреи, исповедовавшие иудаизм, вследствие голода вынуждены были отправиться в Египет. При этом евреи сохраняли веру в единого Бога - Яхве.

В Египте евреи попадают в рабство, которое достигло своего пика в период правления египетского фараона Рамзеса II.

Примерно в середине XIII в. начинается знаменитый исход евреев из Египта и завоевание Ханаанской земли, сопровождавшееся ханаанских народов, подлинным геноцидом, совершаемым во многом по религиозному признаку. К агрессивному распространению иудаизма, можно отнести и последующую за завоеванием Ханаана борьбу с филистимлянами. То есть, налицо третья стадия развития религия - период агрессии.

Ну и, наконец, с X в. до н.э. иудаизм устанавливается как основополагающая идея нравственного развития еврейского народа.

Христианство возникло в I в. н.э. в Римской Империи среди рабов. Несмотря на гонения против христиан, новая религия получила очень быстрое распространение. Конец гонениям в IV в. положил император Константин, который сделал религию государственной.

На протяжении раннего средневековья христианство укрепилось в качестве господствующей религии на большей части Европы.

Однако спустя 9-10 веков мы также наблюдаем признаки агрессивного развития религии. В случае с христианством к агрессии относится усиление в IX-X вв. власти епископов и начало преследования инакомыслящих - еретиков, вылившееся спустя два столетия в священную инквизицию

Кульминацией же агрессивного развития христианства можно считать крестовые походы.

После Реформации начинается постепенный переход к мирному развитию христианства - религии, которая сегодня является нравственной нормой для большого количества людей, населяющих земной шар.

Ислам возник в VII в. на территории Аравийского полуострова. Его основателем стал пророк Мухаммед. Исламская религия получила очень быстрое распространение на значительной территории Африки и Евразии. Одной из причин этого стали арабские завоевания.

Что же касается периода агрессивного развития исламской религии, то в этом отношении можно выделить многочисленные публикации в современных СМИ, а также заявления некоторых политиков, которые все чаще говорят о понятии «исламская угроза».

Под этим понятием подразумеваются события, происходящие в Чечне, атака террористами 11 сентября 2001 года Нью-Йорка, события в развлекательном комплексе «Норд-Ост», атака исламистами ряда зданий в индийском городе Мумбаи и многое другое.

Таким образом, возможно, сегодня мы можем говорить об определенном этапе агрессивного развития ислама, периоде, который, несомненно, закончится, так как ислам, будучи самой молодой из мировых религий, несет, как и другие монотеистические религии, свет и добро миру.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, что история монотеистических религий имеет определенный цикл, подтвердилась.

Делись добром ;)