ВВЕДЕНИЕ
Мифология (от греч. Mythos ? «сказание, рассказ, утешение» и logos "слово, понятие, учение») ? это универсальный способ мышления, характерный для ранних этапов развития общества и основан не на логике, а на фантазии. Миф представляет собой отождествление реального и идеального. Он предшествовал развитым формам религии, художественному творчеству, философским категориям и научным теориям. Философия мифологии представляет собой «рефлексию над основаниями мифотворчества» (Найдыш В. М., 2004), её задача ? выявление всеобщих условий мифотворческой деятельности.
Историю философии, в определенном приближении, можно трактовать как историю её демифологизации. Этот процесс достиг своего максимума в эпоху Просвящения ХVIII в., отождествившим миф с суеверием и обманом, закрепив реализмом ХIХ в.. Мифы интерпретировались скорее как наивный, архаический способ объяснения окружающего мира на донаучной ступени человеческого познания. Преодоление мифологического сознания с одновременным широким использованием мифологического наследия имело место в процессе развития философской науки вплоть до ХХ века.
В конце XIX - начале ХХ веков происходит «возрождение», новое возвращение к мифологии; особенно активно ремифологизация начинается в первые десятилетия ХХ века. Этот процесс был обусловлен возникшим на рубеже XIX - XX веков кризисом исторического сознания, причинами которого во многом стали социальные и политические изменения в обществе, научные открытия и технический прогресс. Старые понятия, регулировавшие общественную и личную жизнь человека, в этот период времени переосмысливаются, остро встает вопрос о самоопределении индивида, его роли в истории и обществе, о неких незыблемых началах в человеке. Проблемы мифотворчества становятся злободневными в связи с возрождением мифа в культуре и многообразием его проявления в философии, науке, искусстве, политике. Вследствие чего философия мифологии, предметом изучения которой является специфическая деятельность человеческого сознания, приводящая к созданию системы мифов, получает новый импульс развития.
Онтологический статус современного мифа, переродившийся из наивных представлений эпохи архаики в значимую реалию современной культуры, зародился и сформировался, безусловно, именно в ХХ веке.
В этой связи научные теории изучения мифологии ХХ века представляются актуальными в настоящее время и явились предметом анализа в данной работе.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Методологии изучения мифологии сложившиеся к началу XX вв.
- 1.1 Рационально-научный подход к исследованиям мифологии
- 1.2 «Апологитический» подход к изучению мифологии
- 2. Исторические предпосылки возникновения теорий мифа XX в.
- 3. Научные теории изучения мифологии ХХ в.
- 3.1 Исследование политического мифотворчества
- 3.2 Кембриджская школа классической филологии
- 3.3 Школа структурной антропологии
- 3.4 Символическая школа
- 3.6 Школа структурной антропологии
- 4. «Мифологическая школа» в России
- 4.1 Становление и развитие философской школы мифологии в России до ХХ века
- 4.2 Мифологическая наука России в начале ХХ в.
- 4.3 Теория мифа в советской науке
- 4.3.1 «Этнографическое» направление исследований мифа
- 4.3.2 «Филологическое» направление исследований мифа