logo
Школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в.

3.1 Исследование политического мифотворчества

мифология исследование классический школа

Э. Кассирер, Т. Манн, Г. Нибур, Р. Барт, М. Элиаде начинают выявлять и изучать современные политические мифы. В таком ракурсе мифы возникают базовой составляющей культурной ткани общества. Если культура представляется совокупностью знаков, способом организации смыслов, то мифы составляют центральную составляющую культуры, следовательно, мифы никогда исчезнут, а будут продолжать выполнять свою структурно-коммуникативную функцию для социально-психологического формирования общественной жизни.

Так, С. Московичи, анализируя психологию толпы, задается вопросом: «каким образом в сообществе воспроизводятся одни и те же стереотипы поведения, паттерны эмоционального переживания, наделенные смыслом общественных событий?». Если отбросить генетические способы передачи такой информации, то есть один путь передачи - речь. Символы, которые она несет, сразу узнаются и понимаются, начиная с детства. Языковые коды не является абстракциями, существуют не хаотично, они структурированы в определенные последовательности посредством мифологических образов, идей, ритуалов. С. Московичи описывает их способность предоставлять каждой мысли согласованное звучание, то есть упрощать и схематизировать типичные образы и события. Память поколений, воплощенная в мифологическом звучании, освобождает их от контрастов, от комплексов, превращает их в стереотипы, чтобы воспроизводить в соответствии с определенными типовых схем. Смерть героев всегда будет трагической и грандиозной, великие вожди всегда иметь величественное лицо строгого и беспристрастного отца, пророки ? длинную бороду и нотки гнева и справедливости в голосе. Кроме того, С. Московичи обращает внимание на способность памяти наделять образы "поглощающей эмоциональной силой", которую он называет "соблазном ностальгии". Ее влияние проявляется также в том, как в образах памяти начинают сочетаться несовместимые вещи, как неправдоподобное приобретает образа истины. С. Московичи пишет, таким образом, о знании сообщества о далекой истории, или знания человека о своем детстве.

Таким образом, С. Московичи выделяет важные признаки мифологии как транслятора определенной общественной информации ? это согласие и «соблазн ностальгией», в результате действия которых мифы приобретают характер типичных, стереотипных, универсальных конструктов, которые пренебрегают законами логики, начинают совмещать несовместимое, легитимизируют невозможное.