Школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в.

реферат

3.6 Школа структурной антропологии

Еще одним признанным подходом к исследованию мифологии стал структурализм, представлен трудами К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, Р. Барта и др. К. Леви-Стросс, изучая процессы коммуникации в современном и архаичном обществах, отмечает, что они невозможны без знаковой системы. Магическое, мифологическое мышление также функционирует посредством знаков, но имеет определенную особенность, которую исследователь называет «бриколаж». Последний означает создание любых проектов из случайных, специально не приспособленных материалов. Чтобы воспользоваться ими в процессе бриколажа, надо проигнорировать их первоначальное значение и найти совершенно новую функциональную нагрузку, порой очень неожиданную, совершенно далекую от первично задуманного им. Бриколаж подобен строительству дома на свалке, когда в качестве материалов могут использоваться любые найденные предметы, их обломки, части, первично предназначены для других целей. «Мифология ? это интеллектуальный бриколаж, который может иметь блестящие и непредсказуемые предметы». Сравнивая архаические мышления, К. Леви-Стросс пишет: «мифологическое мышление, как бриколер. Производит структуры, упорядочивая события, или даже остатки событий, тогда как наука в процессе своего самообоснования и благодаря структурам, которые она постоянно производит, то есть благодаря своим гипотезам и теориям, создает собственные средства и результаты в форме событий». Одной из разновидностей структур, которые воспроизводит мифология из «подручного материала» является, например, бинарные оппозиции вроде «верх/низ», «сакральное/профанное», «природа/культура».

Как видно из вышеприведенного обзора подходов к пониманию природы, внутренней структуры, функционирования мифологии, научные взгляды создают целую палитру концептуальных систем, посредством которых можно тем или иным способом приблизиться к толкованию мифологии.

Делись добром ;)