Школы и направления изучения мифов и мифопоэтики в ХХ в.

реферат

4.2 Мифологическая наука России в начале ХХ в.

Классики русской этнографии, Л. Я. Штернберг и В. Г. Богораз выступившие в начале века, и ставшие учителями первых поколений советских этнографов, уделили мифологии много внимания, но изучали ее в основном в религиоведческом плане и в связи с отражением в мифах древнейших форм общественных отношений.

Л. Я. Штернберг был ближе к тэйлоровской линии. В. Г. Богораз, как и В. Йохельсон, находился в контакте с Ф. Боасом и разделял некоторые его взгляды. Л. Я. Штернберг и В. Г. Богораз наряду с Р. Мареттом стали отходить от тэйлоровского анимизма и признали «аниматическую» стадию в развитии первобытных мифологических представлений, т. е. веру в безличную одушевленность природы, тем самым подойдя к более глубокому пониманию мировоззренческой архаики и вместе с тем отрицая, особенно Л. Я. Штернберг, качественное своеобразие психики первобытного человека.

В. Г. Богоразу принадлежит содержательный анализ пространственно-временных представлений палеоазиатов, своеобразных перемещений и трансформаций, характерных для мифологической фантастики. Он видел в этом известную параллель к принципу физического релятивизма. По аналогии с фрейзеровским «умирающим и воскресающим» богом В. Г. Богораз предложил реконструкцию восходящей к ритуалу мифологемы «умирающего и воскресающего зверя» и пытался ее увязать с генезисом тотемизма.

Мифология занимала большое место в философии и эстетике русского символизма, прежде всего у Вячеслава Иванова, который в ряде работ разрабатывал ницшевскую тему дионисийства и выдвинул практическую программу мифотворчества и возрождения «органического» народного мироощущения с помощью мистериального творчества. Вячеслав Иванов, по мнению многих исследователей, оказал влияние на работы по античному символизму и на саму теорию мифа раннего А. Ф. Лосева.

Делись добром ;)