Экзегетическое исследование библейского текста

дипломная работа

Введение

Взаимоотношения между Богом и человеком, Творцом и творением, Праведностью и греховностью, Любовью и эгоистичностью - каковы они? Какими они должны быть, и каковыми являются в реальности? Кто входит в число тех, кого Бог называет Своим народом, и какими качествами должны обладать эти люди? И что происходит, если поведение избранной нации не соответствует стандартам, установленным их Господом? Все эти вопросы будут затронуты в предлагаемой теме "За что Бог судит Свой народ". Указанная проблема рассматривается на примере четвертой главы Книги пророка Осии в контексте Ветхого Завета, так как автор глубоко убежден в том, что все книги Библии (как Нового, так и Ветхого Заветов) свидетельствуют об одном и том же Боге, Который не изменяется с течением времени и со сменой поколений человечества. Следовательно, все части Священного Писания объединены одной общей теологией, включающей различные аспекты, связанные с Яхве, Его природой, Его планами для человека и взаимоотношениями между Богом и людьми.

Представляется также целесообразным рассмотрение названной темы в связи с актуальностью ее в современных условиях жизни христиан, когда относительная свобода, отсутствие гонений и лояльность со стороны мира часто ведут к ослаблению самоконтроля у верующих, к возможности возникновения компромиссов в различных сферах жизни. Как следствие, это приводит к духовному блуду и измене Богу и завету с Ним, к потере близкого общения с Господом и поклонению кумирам, к растворению святости, отделенности от мира в заботах века сего и привычной, рутинной мирской суете и повседневности.

В связи со всем вышеизложенным данное исследование призвано доказать, что основой всех грехов, в которых Бог обличает и за которые Он судит Свой народ, является отсутствие богопознания, то есть нарушение условий завета как проявление неверности Господу. В подтверждение этого тезиса мы будем опираться на теологические концепции правды, милости и познания, которыми оперирует автор избранного нами произведения и в отсутствии чего Яхве обвиняет Израиль устами пророка. Также будет рассмотрено понятие духовного блуда в контексте пророческой литературы.

Проблематика, которую охватывает наша тема, связана самым непосредственным образом с христианской этикой, а значит, затрагивает такие сферы, как личностные взаимоотношения между людьми (в семье, в церкви, на работе, в социуме), а главное - между Богом и человеком.

Поскольку основным источником для наших выводов послужит оригинальный текст, подвергнутый экзегетическому разбору, то логичной последовательностью в работе такого рода будет представление в первой части самого материала (основных понятий, терминов в их грамматико-синтаксической взаимосвязи) и выводов на основании его исследования. Вначале мы приведем краткую историческую справку и обратимся к литературному контексту Книги пророка Осии, затем перейдем к детальному исследованию четвертой главы этого произведения, представив наш перевод, структурный план и лингвистический анализ фрагмента с подробным комментарием по стихам.

Вторая часть выявляет основное теологическое послание, заложенное в тексте избранного отрывка, с целью донести его до современной аудитории, находящейся в иной культурно-исторической ситуации и обладающей иным менталитетом. Здесь мы укажем две стороны концепции неверности: во-первых, нарушение завета, а, во-вторых, непосредственные причины осуждения, то есть "пункты обвинения". Мы покажем, что народ полностью нарушил Конституцию Израиля, то есть Десятисловие, и тем самым потерял право именоваться народом Божиим - Яхве отвергает их поведение, выдвигая обвинения в отсутствии правды, милости и познания Бога. Третья глава представит некоторые выводы, адресованные русским христианам конца XX - начала XXI веков.

Делись добром ;)