Экзегетическое исследование библейского текста

дипломная работа

Исторический фон

Книга пророка Осии открывает собой раздел так называемых "малых пророков" Ветхого Завета, или "Книгу двенадцати" в еврейском варианте, так как она почти самая ранняя (Амос проповедовал всего несколькими годами ранее) и почти самая большая по объему (Книга пророка Захарии длиннее на несколько стихов). Подробнее о месте книги в каноне см. Macintosh A. A. A Critical and Exegetical Commentary on Hosea // The International Critical Commentary on the Holy Scriptures of the Old and New Testaments / General editors Emerton J. A., Granfield C. E. B. and Stanton G. N. - Edinburg:T & T CLARK, 1997. - P. li-liii. Однако главная причина того, что ее поместили в начале указанного сборника проповедей, - это идея книги: обвинительная речь, обращенная к народу Божьему.

Автор книги, пророк Осия, без сомнения, был человеком образованным. Некоторые считают, что он был священником, другие связывают его с официальными пророками, "однако ни одно из заключений нельзя сделать с определенностью. … его выдающиеся знания как политической обстановки своего времени, так и великих событий прошлого Израиля отмечают его как необычного пророка. Как и Исаия, он был чрезвычайно чувствителен к политическим течениям и тщательно анализировал их значение. Также и его выдающаяся литературная одаренность, в частности, обилие речевых фигур в тексте, - дополнительное свидетельство того, что он принадлежал к высшим слоям общества". ЛаСор У.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. - СПб.: Богомыслие, Библия для всех, 1998. - С. 309-310.

На время написания книги указывает сам автор, перечисляя царей Иудеи Озию, Иоафама, Ахаза и Езекию и называя царя Израиля Иеровоама (1:

экзегетический библейский текст теологический

1). Следовательно, служение Осии проходило в беспокойной для Израиля, нестабильной политической обстановке, когда не было порядка ни во внешнем, ни во внутреннем положении Северного царства, примерно с 750 по 722 гг. до Р.Х. Подробнее о дате написания книги и времени служения Осии см. ЛаСор У.С. Указ. соч. - С. 256-258, 284, 310-311.

А также: Новый библейский комментарий. Ч. 2. Ветхий Завет. Псалтирь - Книга пророка Малахии. - СПб.: Мирт, 2000. - С. 399.

Адресат проповедей Осии был отличен от того, к кому были направлены речи древних пророков. Если Самуил, Илия и другие, несшие свое служение до VIII века, говорили и действовали перед власть предержащими (прежде всего перед царями), то в VIII веке "пророки обратили больше внимания на народ, нацию, а в некоторых случаях - на иностранные народы". ЛаСор У.С. Указ. соч. - С. 284. "Осия возглашал свои пророчества там, где обычно собирался народ. Среди таких мест можно упомянуть как Вефиль и Галгал (4: 15), куда народ приходил для поклонения Богу и жертвоприношений, так и площадь у городских ворот, где старейшины разбирали судебные дела". Новый библейский комментарий. - С. 399.

Религиозный контекст, в котором звучали проповеди Осии, был основным мотивом обличительных речей. Религии народов Ханаана, среди которых жил народ Бога Живого, были языческими, признававшими множество богов и их культов, главным из которых являлось служение Ваалу: "Хананейская религия прежде всего была призвана "обеспечить" плодородие земли; она не придавала большого значения вопросам нравственности.

В домах Ваала люди обязаны были поклоняться Ваалу и, посредством половых сношений со "священными" блудницами, побуждать его к действиям, обеспечивающим плодородие земли". Там же. - С. 400. Израильтяне, по примеру соседних племен, пытались привлечь к себе благосклонность богов - покровителей той местности, в которой они жили, но при этом сохранить и религию своих предков, принося жертвы Яхве по ритуалу праотцев. Однако совершенно невозможно было совместить поклонение единому Богу, требующему от Его народа исполнения заповедей и высокой морали, и распутное поведение, связанное с ханаанскими культами.

Делись добром ;)