Этика буддизма

реферат

2.2 Социальная роль буддизма

Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангха), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста (панча-шила): отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, употребления спиртных напитков, соблюдение супружеской верности.

Пол и равенство полов Во всех основных мировых религиях это не простой вопрос, что объясняется причинами исторического и социального характера. В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. В индийской культуре кастовая система жестко закрепляет за женщиной определенную роль в обществе.

Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума - ни из мирской, ни из монашеской среды. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дающей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания.

Вот некоторые высказывания Будды по поводу обязанностей супругов: «Жена, - учит он, - должна умело вести хозяйство, с уважением относиться к друзьям и знакомым мужа, быть приветливой и сохранять целомудрие. В обязанности мужа входит соблюдение супружеской верности, нежное и обходительное обращение с женой. Муж должен заботиться о своей жене, наряжать и украшать ее, доставляя ей радость и удовольствие». Можно ли из этих слов сделать вывод о предубеждении Шакьямуни против женщин? Нет, его взгляды на роль жены в супружеском союзе разумны и благородны.

Аборт и убийство из сострадания

В этой области буддисты снова руководствуются пятью наставлениями - особенно первым из них, которое подразумевает такое качество как страдание. Поскольку для буддистов нет высшего авторитета, когда речь идет о морали, то каждый человек сам принимает окончательное решение по поводу ситуации, в которой он оказался.

В принципе, аборта нужно избегать, хотя, как показывает следующий комментарий, эта рекомендация не носит характера абсолютного запрета: «Аборт, казалось бы, действительно противоречит первому наставлению, и, тем не менее, иногда должны быть приняты во внимание и обстоятельства смягчающие вину женщины».

Впрочем, те, кто руководствуются буддийскими принципом сострадания, усматривают определенное значение в таком событии, как рождение: «Каждое рождение - святое. Я думаю, что акушерка должна быть верующей, потому что та энергия, с которой она имеет дело, - святая. Следует знать, что энергия других людей священна». Так говорил Далай-Лама.

Убийство В принципе, следуя первому предписанию, буддисты считают предосудительным отнимать жизнь у живого существа при любых обстоятельствах. Но в некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Мьянме (Бирме), смертная казнь как наказание иногда практикуется.

Притом, что на акт убийства наложен запрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлять сострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любому человеку в любых обстоятельствах - независимо от действий, им совершенных.

Иные насильственные действия Едва ли надо говорить, что все мировые религии выступают в принципе против насилия. На практике же встает вопрос, что делать, когда применение насильственных действий необходимо для того, чтобы сохранить конкретную веру или культуру?

Буддисты всегда занимали позицию однозначного непротивления насилию, злу в исключительно жестоких ситуациях. И в священных текстах, и в буддийском учении указывается, что социальная гармония является результатом мира и покоя в душе человека. «Дхаммапада» (буддийский труд, содержащий этические заповеди) провозглашает: «Пусть один человек в битве даже тысячу раз победит тысячу человек, величайшим будет тот, кто победит самого себя… Лучше власти над землей, лучше небесного царства, лучше владычества над всеми мирами, - первый шаг по пути благородства. Ненависть нельзя прекратить посредством ненависти, ненависть можно остановить только посредством любви. Это вечный закон».

 Конечно, этот идеал не всегда воплощается в действительность.

Суицид Строго говоря, суицид нельзя отнести к разряду нравственных проблем, поскольку речь о морали заходит, когда наши действия затрагивают других людей. Великий буддийский учитель Нагарджуна объяснял: «В соответствии с «Трактатом о дисциплине» самоубийство - не убийство. О понятиях вины или заслуги можно говорить, когда вина или заслуга являются, соответственно результатом плохого поступка по отношению к другим людям. Высоконравственное или недостойное поведение человека обусловливаются вовсе не тем, что он поддерживает жизнь в своем собственном теле, все же уничтожает его».

Самоубийство, так же как все прочие осознанные действия или волевые акты, подчинено закону кармы. Самоубийство - это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственное существование. Результат такого поступка - последующее рождение в царстве сансары и, значит, дальнейшее страдание.

Тем не менее, если речь идет о благородном существе, о человеке, который уже избавился от всех желаний, то акт самоубийства может быть оправдан. Последствия поступков такого человека для него самого уже не имеют никакого значения. Смерть в данном случае выступает как способ уничтожения его истончившейся связи с миром, за тем следует переход в нирвану.

Существует еще и такая форма религиозного суицида, как самосожжение, осуществлявшегося буддийскими монахами во Вьетнаме в знак протеста против режима. Важным моментом здесь, конечно, является не сам по себе акт, но вопрос о его мотиве и о состоянии души, повлекшем к нему. Также известен в истории Индии факт самосожжения вдов, поскольку это являлось важной традицией буддизма. Но затем сожжение было заменено на обривание головы, а сами вдовы не имели права ни с кем общаться, они могли выполнять лишь самую грязную работу в доме.

Делись добром ;)