“Иудаизм- первая монотеистическая религия. Мистицизм в иудаизме. Каббала. Тора – «ветхий завет».Талмуд. Этапы истории”.

реферат

Тора- «Ветхий завет»

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”). Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”). Все части Торы, взаимодействуя, служат одной всеобъемлющей цели -- созданию справедливого общества, воодушевляемого пониманием того, что человек сотворен по подобию Бога. Но Тора на этом не останавливается. Ее цель -- создать идеальное общество, по законам которого захочет жить весь мир, и таким образом все человечество обретет благословение Торы.

Тора, которую евреи получили на горе Синай, состоит из Письменной и Устной Торы. Письменная Тора -- это то, что обычно называют Пятикнижием, а также Книги пророков и Писания. В Торе рассказано, как народ Израиля вступил в завет с Богом; там же излагается основной смысл законов -- мицвот, которые евреи обязались соблюдать. Эти законы во всей их полноте, а также практика их применения передавались устно из поколения в поколение на протяжении веков. В течение почти полутора тысяч лет после дарования Торы традиции, составляющие Устный закон, не записывались. Их можно было изучать только в устной форме, непосредственно общаясь с учителем Торы. Еврейские мудрецы умели применять, с присущим им мастерством, эти законы к новым ситуациям в постоянно меняющейся жизни. Этот процесс идет и в наши дни. Свод правил, касающихся практических предписаний Торы, называется Талахой.

Книги пророков (Невиим) и Святые Писания (Ктувим), занимая подчиненное положение по отношению к Пятикнижию, тем не менее составляют вместе с ним единую книгу Танах.

В христианстве Письменная Тора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом, что лишний раз доказывает происхождение христианства из иудаизма. Создание Торы было длительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в эпоху Первого храма. Это произведение является результатом объединения трех параллельных древних исторических трудов, следствием чего является широкий круг освещенных событий и жанровая неоднородность текста Торы: в ней представлены элементы мифа, волшебной сказки, саги, легенды, новеллы. Пятикнижие провозглашено законом, регулирующим всю жизнь иудейского общества в 621 году до н.э., хотя отдельные его части датируются 13 веком до н.э.

Евреи убеждены, что Тора, данная им более трех тысяч лет назад, актуальна и сегодня. Она, правда, предстает перед нами облаченной в одежды второго тысячелетия до новой эры. В ее рассказах на каждом шагу встречаются то корова, то осел, то мельничный жернов; ее быт наполнен привычками и обычаями, характерными для тех давних времен. Но тому, кто способен за внешним покровом увидеть и постичь внутренний смысл происходящего, Тора предстанет сегодня столь, же актуальной, какой она была тогда. Ее принципы и предписания, переведенные на язык представлений сегодняшнего дня, можно успешно применять при решении насущнейших проблем современного человеческого общества. Объясняется это тем, что Тора рассматривает вечные вопросы межчеловеческих отношений и отношений человека с Богом -- как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Главное место она отводит осмыслению неуловимых звеньев, связывающих человеческое и Божественное, сознательное и подсознательное. Тора -- это культура и цивилизация, которая, будучи прямо или косвенно источником всех либеральных идей, сформировавших современный мир, в то же время способна указать путь к несравненно более возвышенному и совершенному.

Талмуд

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

1.Мишну,

2.палестинскую Гемару

3.вавилонскую Гемару

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у иудеев более высокий авторитет, чем Иерусадимский, поскольку он почти в четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и тщательнее откомментирован.

Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна - Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада - притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда.

Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться.

Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и глубоко образный Коран).

В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485 - 1575) завершил кодификацию предписаний Талмуда. Он составил талмудический кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов: Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа (домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух" сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей ортодоксального иудаизма .

Этапы истории

На пути развития иудаизма стоит выделить несколько этапов: эпоха Первого храма, эпоха Второго храма, период римско-византийского и арабского владычества, средние века, Галаха.

Эпоха Первого храма

Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом , который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета , установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израильских племен и их религиозным единством. Название эпохе дал Первый храм , построенный Соломоном (965 -- 928 года до н.э.) . Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.

Эпоха Второго храма

Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.) . Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие “писцов” -- софрим -- толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон .

Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство) , плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 - 164 г. г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения -- Ханукка.

Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания ( “избиение младенцев” ) и связывается с именем Иисуса Христа . Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 - 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 - 73 н.э.) . В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.

В это время помимо канонизированного Письменного Закона - Торы - развивается так называемый Устный Закон , основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.

Постепенно, трактование Торы от священнического сословия переходит к “мудрецам”, происходившим из самых различных слоев еврейского общества, как в самом Израиле, так и в диаспоре.

Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога (молельный дом) , которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным и дорогостоящим ритуалом.

Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных мицвот, ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища (разрушение Второго Храма) .

К этому периоду относится зарождение христианства -- ответвления иудейской религии, носящего интернациональный характер.

Период римско-византийского и арабского владычества

Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный. Христианская церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную религию не желало мириться с наличием других религий и, став государственной, жестоко преследовала их тем или иным способом. Не в последнюю очередь это проявилось в отношении Христианской церкви к Иудаизму и иудеям. В византийской империи император Юстиниан, запретил, как это неоднократно делали и до него, строительство новых синагог, принуждал евреев к переходу в христианство, но кроме того, запретил обсуждение в синагогах Устного Закона, празднование праздника Песах, если он выпадал на дату, предшествующую православной Пасхе, повелел читать в синагогах Библию на греческом языке вместо иврита. Все это находило отражение в иудейской религиозной лирике 5 -- 6 веков.

Период римско-византийского владычества в Израиле (70 -- 638) закончился завоеванием Палестины арабами . Во времена арабского владычества (638 -- 1099) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов . Караимы отвергают, в отличии от сторонников традиционной религии -- раббанитов , чей либо авторитет в вопросах толкования Библии. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Библии только собственным разумением и велением совести. Основоположник этого религиозного учения Анан бен Давид говорил: “Старайтесь сами постигнуть учение и не полагайтесь на мое мнение” .

Средние века

В 12 -- 13 веках в ряде еврейских общин Германии появились небольшие группы, которые назывались современниками “ хасидим ” -- благочестивые . В их среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Была издана “Книга благочестивых” , которая являлась наиболее популярным изложением идей хасидизма . Хасиды считали, что беззаветная любовь к богу должна стать плавильным горном, в котором все природные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законах Торы заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом. От себя же они требовали исполнения трансцендентного “небесного Закона” , стоящего над законами Торы.

В течение 13 века в среду иудейских диаспор Испании и Франции проникают новые веяния. Одним из таких новшеств стало быстро распространяющееся мистическое учение -- каббала . Галаха Галаха содержит следы очень ранних, досинайских норм, встречающихся во многих местах Торы.

Основные периоды развития Галахи:

Ранний период . Тора была объявлена Письменным Законом между серединой 5 и началом 4 века до н.э. Основоположником устного толкования предписаний Торы считается Эзра исходя из Библейских рассказов о его деятельности. О ходе развития Г. того времени (до эпохи Хасмонеев -- семьи священников, в дальнейшем -- династии царей. Глава этой семьи поднял в 167 году до н.э. народное восстание, которое привело к созданию независимого Иудейского царства) мало известно. Вероятно, большую роль в этом процессе играл Великий Собор. Его представителям приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям, а также введение самих понятий “Галаха” и “Аггада” и установление ряда религиозных обычаев.

Сильный толчок развитию Галахи был дан в период упомянутых в Талмуде пяти пар законоучителей-дуумвиров.

Период таннаев (около 1 -- 220 годов н.э.) . Ранняя Галаха в этот период выкристаллизовывается в ряд передаваемых устно постановлений, принявших форму мишнайот -- кратких нормативных формулировок отдельных законов. Для деятельности таннаев характерно упорядочение и классификация накопившегося галахического материала. В этот период появляется мишна -- древнейшая часть Талмуда ; собрание устного закона, включающее мидраш (общее название сборников равиннистических толкований Библии) , Галаху и Аггаду. В основе мишны лежат собрания халахот, имеющие различные источники и длительную историю.

Заключение

Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого - такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может быть разбита, но не побеждена".

Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства - рассматривалось как самое страшное наказание.

Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Список используемой литературы

1.Эйзенштадт С. Н. Прорывы Осевого времени. В кн. Цивилизации, вып.3, М., 1995

2.Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, Иерусалим, 1989

3.Ницше Ф. Сочинения, М., 1990

4.Токарев С. А. Религия в истории народов мира, М., 1986

5.Дж.Баукер, "Религии Мира. Великие вероучения от древности до наших дней" (серия "Домашний музей", изд-во "Дорлинг Киндерсли", М. 2001)

6. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.) М: «ЮНИТИ», 1998.

7. Словарь религий, обрядов и верований (пер. с англ. Зубкова Н.,

Морозовой Н.

8.Мурашкинцева Е.) М: «Миф, религия, культура», 1998.

9. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов М: Фаир-Пресс 1998.

10. http://www.heytshalom.dp.ua

11. Кармель Арье. Иудаизм - еврейский образ жизни. Иерусалим: 1994.

Делись добром ;)