Вознесение Господне

реферат

2. ЗНАЧЕНИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ СПАСЕНИЯ

Первое значение Вознесения Христова состоит в том, что Своим Вознесением на небо Он с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем, но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых. (архим. Иоанн). Своим Вознесением Он показал истинность Своих слов: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу (Ин.16:28).

Второе значение Вознесения Господня в том, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Это стало главным следствием Вознесения. «Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию» (архим. Иоанн). «Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее, в своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека, к Самому Престолу Отца» (еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)). В Откр. 3:21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его».

«С Ним человечество наше вступило в таинственные глубины Всесвятой Божественной Троицы» (митр. Антоний Сурожский). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. «…Теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоустый, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы - человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной - человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних» (он же). Святой Иоанн Златоустый в одной из своих проповедей говорит: если ты хочешь измерить величие человеческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда, где живут мощные, властные мира сего; вознеси взор свой к Престолу Божию, и там увидишь сидящего одесную славы Отчей Сына Человеческого. Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны, -- одесную Бога и Отца.

Третье значение Вознесения - в том, что им завершилось искупление человечества. Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям: «…совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр. 1:3); «…не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (-9:12); «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:24-26) Таким образом, искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище. В Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4:14; 6:20; 7:26; 8:1; 9:11-12, 24; 10:12).

Четвертое значение Вознесения Господня в том, что вознеся природу человека к Богу Отцу Он предосвятил ее в высшей степени и сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца (еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)). «Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом» (архим. Иоанн).

Пятое значение Вознесения - в том, что «Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей, как Он сказал апостолам, а в их лице и всем нам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2-3) (архим. Иоанн). «На небе через Свое Вознесение приготовил место человеку Христос» (сщмч. Фаддей Успенский). Как Христос воскрес, чтобы и мы чрез Него воскресли в жизнь вечную, так же Он вознесся, чтобы вознести нас в Царство Небесное.

Шестое значение Вознесения - в том, что Христос открыл нам путь в обители Отца Небесного. «…Господь открыл каждому человеку, если он того возжелает, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего» (еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)). «Мы говорим "вознес нас" по двум причинам: во-первых, Он вознесся как Человек во плоти, каковыми и мы являемся; и во-вторых, Он вознесся не Себя ради, но ради нас, дабы открыть нам путь примирения с Богом» (свт. Николай Сербский). «Христос есть Новый Адам, Первый Человек, Первенец среди людей, Который на крылах духовных вознесся на небо, к престолу вечной славы и силы, проложив таким образом путь на небо и распахнув все врата небесные Своим духовно окрыленным последователям. Как орел, что прокладывает путь своим орлятам. Как ласточка, что летит впереди, указывая путь стае и побеждая сильное сопротивление воздуха.

…Он… вознесся на небеса, дабы проложить тебе путь и привлечь тебя в обитель ангельскую» (он же).

Свт. Дмитрий Ростовский об этом пишет так: «Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат - там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены, как пишется об этом в Откровении: "Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет". Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: "Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа".

…Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо».

«Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге - зависит от нас» (архим. Иоанн).

Седьмое значение Вознесения - в том, что Господь указал нам наше человеческое призвание. «…Во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение - быть соучастниками славы Божией» (архим. Иоанн). «Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу и поступает сообразно своему предназначению» (архим. Иоанн). Ап. Павел говорит: «…ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:1-3). Господь ушел на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его и Отцу нашему. Он указал нам путь на небо, и для осуществления этого высокого призвания Он является верным помощником. Он сказал апостолам: "и се Я с вами... во вся дни, до скончания века..." (Мф. 28, 20). «Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности» (митр. Антоний). Как сказал выдающийся русский святитель архиепископ Иннокентий (Борисов): "Люби, сколько хочешь, землю и прилепляйся к ней, но ты оставишь ее навсегда.... Не здесь твое место, оно или на Небе, или в аду."

Восьмое значение Вознесения - в том, что Господь стал Главою неба и вместе Церкви земной: «Господь не остался на земле, а восшел на небеса. Причина та, чтобы наполнить Собою все -- небо и землю, быть Главою неба -- всех ангелов, или сил небесных, начальств, властей, престолов, херувимов и серафимов и всякаго имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем (Ефес. 1, 21), и вместе Главою Церкви земной…» (св. прав. Иоанн Кронштадский).

Девятое значение Вознесения Господня - в том, «Христос вознесся на небо… чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою Духа Святаго, третье лицо пресвятой Троицы… чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленнаго честною Кровию Христовою рода человеческаго.

…Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Св. Духа, так и искупление и спасение человеческаго рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятаго» (св. прав. Иоанн Кронштадский). Через действие Св. Духа невидимое присутствие Христа сохраняется в таинствах Церкви.

Десятое значение Вознесения Господня в том, что оно является свидетельством и Его второго пришествия. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, опять придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24:30; Лк 21:27), чтобы судить живых. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь: для истинно верующих и благочестивых блаженная жизнь в раю, а для неверующих и грешников мучительное существование в аду.

«…Вознесение -- еще не заключительный акт истории спасения.

Два мужа, представшие апостолам, предуведомили их о том, что Господь вновь придет в мир, -- так же, как ныне вознесся в Славе. И только тогда, при конце человеческой истории, дело спасения будет завершено» Патриарх Кирилл).

Согласно Книге пророка Захарии, наступление Дня Господа начнется с горы Елеон: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку… И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах.14:4, 6,7). Блж. Иероним говорит: «Очевидно, что здесь говорится о втором пришествии Господа Спасителя…»

Одиннадцатое значение Вознесения Господня в том, что оно является образом обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1Фес. 4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

«…Мы, прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно нам напоминает: "Разве вы не знаете, что вы - храм Святого Духа". А это значит, что мы должны стремиться не только к полному освящению нашей души, но и тела. Душа и тело должны быть сперва подчинены духу человека, а дух наш должен предать душу и тело наше Богу, сделать все наше существо проницаемым для Духа Святого» (еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)).

Двенадцатое значение Вознесения - в том, что Господь показал, что Его истинные последователи вознесутся на небо подобно Ему. Ап. Павел пишет, что в день второго пришествия Господа верующие в Него будут восхищены «на облаках в сретение Господу на воздухе» (1Фесс.4:17) и так всегда с Господом будут.

Делись добром ;)