Возникновение и развитие униатства в Украине

реферат

2. Современное положение и организация униатской церкви в Украине

Иезуитская школа не решала главный вопрос повестки дня - национального самоутверждения, которое в средневековом сознании сочеталось с утверждением православия и православного образования. Что касается положительных черт иезуитской системы образования, то обучение было бесплатным; в младших классах широко использовалась родной язык учащихся - польский или славянская, и только потом обучение проводилось на латинском языке. Для украинской школы значение иезуитской системы заключалась, прежде всего, в том, что, как отмечает К. Харлампович, орден Иисуса одним своим появлением в стране и образованием школ поднял уровень образования в католических учебных заведениях, способствовал тому, что православные, протестанты, других конфессий подтягивали свои школы до надлежащего уровня. Среди школ, которые пытались освоить достижения западноевропейской педагогики, были братские школы, которые возникли в период XVI - начала XVII вв. во многих городах Украины, протестантские, униатские (греко-католические).

Униатские школы возникают в первых десятилетиях XVII в. В истории отечественной педагогики имеет место мнение, что униатские школы - явление второстепенное для латино-польского и для греко-славянского образовательного пространства. Нами исследовались латиноязычный философские курсы, которые преподавались в этих учебных заведениях и которые в настоящее время хранятся в отделе рукописей Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины. Целью исследования было прочесть, интерпретировать латиноязычный философские курсы и ознакомиться с историей униатских (греко-католических) учебных заведений и их роли в распространении образования в этнически украинских землях, находившихся в то время в неблагоприятных условиях чужеземного польского господства. По характеру образования униатские учебные заведения принадлежали славяно-греко-латинского типа, а в организационной структуре наследовали черты иезуитского коллегиума. Со второй половины XVII в. униатские школы попадают под опеку монашеской василианского ордена - Ордена св. Василия Великого (Ordo Sancti Basilii Magni). Это был монашеский чин, созданный 1617 г., который поставил перед собой задачу подготовки образованных кадров с целью укрепления позиций униатской церкви. Василианскому ордена принадлежит инициатива создания т. н. новициат, т.е. школ для обучения кандидатов в чин. Эти школы давали конфессиональной и общее образование. Они создавались при крупных василианских монастырях: в Белостоке, Владимире, Дубно, Дермани, Почаеве, Холме.

Начало василианской системы образования приходится на первое десятилетие XVII в., А затем ее развитие и деятельность достигают конца XVIII ст. Образовательную и педагогическую работу василиан протяжении двух веков можно разделить на два периода. Начало Василианского школ приходится на первую половину XVII в., После чего наступил почти столетний застой, продолжавшийся до середины XVIII в. Возрождение образовательной работы василиан и возникновение новых образовательных центров приходится на период "золотого века" (1754-1772 гг.) в деятельности ордена. Интересный и плодотворный период василианской образования был связан с деятельностью Польской Комиссии народного образования (1772-1795 гг.) В образовательной и дидактической деятельности Ордена в упомянутый период выделяются 4 направления: элементарные приходские школы, коллегии или публичные школы, доступны для всех, семинарии для униатского клира и собственное обучение Ордена для подготовки монахов. Религия и политика - это духовно-социальные явления, которые в истории человечества всегда были тесно связаны. В современных условиях их отношения приобретают новое звучание, они органично вплетаются в жизнь социума. Вот почему необходимость гармонизации этих взаимоотношений становится одной из главных проблем общественного развития.

В конце ХХ - начале ХХI века отмечена тенденция усиления влияния религиозного фактора на политическую жизнь многих стран мира, в том числе и Украины. Это связано с тем, что:

- с одной стороны, налицо политическая и религиозная дифференциация, выступающая важным признаком гражданского общества,

- с другой - наблюдается конфронтация в обществе, вмешательство политических структур в религиозные дела, нарушение прав человека и действующего законодательства, регулирующего государственно-церковные отношения.

Проблема взаимоотношений политики и религии в условиях независимого государства, духовного и национального возрождения, межконфессионального противостояния вызывает особый интерес у исследователей. Среди них М. Бабий, В. Бондаренко, С. Здиорук, А. Колодный, И. Курас, В. Лубский, Н. Рыбачук, А. Саган, П. Фещенко, А. Шуба и ряд других.

В современной Украине, как и в большинстве стран, церковь отделена от государства и формально не участвует в политике. В действительности же ни в одной стране мира церковь, независимо от ее конфессиональной принадлежности, не может быть отчуждена от политики. Она постоянно находится в сфере интересов и нужд граждан, а изменения во внешней и внутренней политике вольно или невольно затрагивают интересы и самой церкви. Активное проникновение религии в массовое сознание и соответствующее повышение роли церкви в государстве не может не сказываться на политической жизни, в частности на поведении политиков. Во многих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране. В Украине президент принимает присягу на Евангелии и в своей инаугурационной речи обращается к Богу.

При непосредственном участии представителей государственной власти и при поддержке местных администраций происходит строительство церквей и реставрация разрушающихся храмов. Участие в восстановлении церквей стремятся принимать также и олигархи, не скрывающие своих претензий на власть. Политики пытаются завязать дружбу с представителями духовенства. Объяснить это можно двояко - и идеологически, и практически. Взаимодействие политиков и представителей церкви объясняется смыслом возрождения православной духовной культуры. Широкое освещение в СМИ отношение политиков к церкви должно внушать народу мысль об интегрирующей функции православия. То есть, сами политики, показывая свое отношение к церкви, должны были олицетворять возрождение православных традиций украинского народа. Православная церковь в Украине положительно влияет как на имидж отдельных политиков, так и на восприятие народом правящей власти, становясь ее политическим символом. Учитывая постоянное падение доверия общества к институтам государства, политики все чаще обращаются к религиозным ценностям в надежде получить поддержку религиозных центров, а возможно и обрести симпатии верующих.

Присутствие религиозного фактора в политическом процессе Украины определяется возрастающей тенденцией использования религиозно-церковной инфраструктуры для достижения определенных политических целей. Религия является тем универсальным феноменом, который в условиях традиционно религиозного украинского общества очень часто слишком прагматично используется политиками для завоевания симпатий народа. Особенно выразительно действие религиозного фактора в политической жизни прослеживается в ходе предвыборных кампаний. Опыт парламентских и президентских выборов четко показал конфессиональное структурирование украинского политикума и политические симпатии или антипатии украинских церквей. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом и другими, она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в решении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа. И если сегодня православие не воспринимается как идея государственного масштаба, то не учитывать его огромное влияние тоже нельзя. Однако, стремление использовать религию и церковь для легитимации своей власти приводит к чрезмерной политизации.

В современной Украине наблюдается усиление роли политического фактора в религиозной жизни и соответственно - религиозного в политике и других сферах общества. Религия, существуя тысячелетиями в сознании украинской нации, тесно переплетается с этнической культурой, обычаями, традициями, глубоко проникла в быт, приобрела способность выражать политические стремления людей. Она накладывает отпечаток на политическое сознание людей, укрепляя религиозность, усиливает общественную мораль, нравственность и правопорядок, формирует внутреннюю культуру человека. Политически социализированный индивид принимает участие в политических событиях, или реагирует на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих считаться с ними. Для государства практическое значение имеет порождаемый религиозной идеологией нравственный облик общества. Для того чтобы нравственное начало оказывало свое позитивное влияние на политические отношения, религия должна быть независимой от государства. Она может существовать только самостоятельно, иначе перестает продуцировать этику, в которой так нуждается государство. Воздействие религии на политику неизменно ощущается, прежде всего, в том, что религия как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение и политические действия. Разумеется, что воздействие это тем сильнее, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни. Социально-политическая тематика, так или иначе, присуща всем религиозным доктринам. Религиозная организация может и не вырабатывать своей политической платформы, не стремиться к политической деятельности. А вот конкретно верующий человек, даже если он осознанно или неосознанно не имеет собственной политической позиции, то и с отсутствием таковой личность объективно включена в политический процесс.

Американский социолог Нейл Смелзер писал: “В современной жизни нарастает стремление религиозных групп вмешиваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на повестке дня”. На словах религиозные центры часто выступают с заявлениями об отказе католической церкви и православной церкви от вмешательства в государственные дела, и что их важнейшей целью является укрепление духовных оснований современного общества путем религиозно-нравственного воспитания его членов. Однако такая установка позволяет церкви давать самостоятельную нравственную оценку политики, проводимой различными общественными силами, в том числе и правительством. Следует отметить, что значительное увеличение численности общин является следствием многих противоречивых процессов, которые происходят в обществе. Всплеск религиозности у населения различных регионов, как правило, связан с серьезным ограничением витальных и духовных потребностей людей, возникающих из-за кризиса, поражающего все сферы общественной жизни. В результате усиливается не только «религиозность» личности и общества, но и активизируется его политическая деятельность. Всплеск политической жизни в критические моменты жизни людей, приводит к втягиванию в эти процессы представителей различных церквей, т.е. появлению «политического клерикализма». Это закономерное явление кризисного общества, поскольку церковь - как один из важных и наиболее динамично развивающихся институтов, способных достаточно быстро и эффективно влиять на мировоззрение и поведение людей, активно используется не только государством, но и различными политическими партиями и общественными движениями при решении своих тактических и стратегических задач. В таких условиях в процесс заигрывания с церковью включаются не только партии, заявившие о себе в программных документах, но и партии, на знамени которых еще совсем недавно были написаны лозунги атеизма. В условиях кризиса все политические структуры вынуждены обозначить свое отношение к религии и церкви. И, как правило, каждая из них, демонстрируя свою лояльность в отношении религии церкви, подчеркивает не только их «прогрессивную» роль, но и оказывает материальную помощь некоторым общинам. Для привлечения на свою сторону религиозных организаций политики предпринимают различные шаги. Особый интерес у них вызывают религиозные организации доминирующей конфессии. В Украине - это православие.

Однако, политическая роль церкви в демократическом обществе и не должна быть весьма сильной. Нежелательность клерикализации в условиях демократии связана с тем, что клерикальные движения достаточно практически исходят из постулата, что все социально-политические явления должны основываться на принципах, источником и гарантом которых является церковь. Крайний вариант клерикализма - требование всестороннего соблюдения государством канонов религиозной догматики, наступление на светскую мораль. Вносится идеологическое начало, требующее рассматривать оппонентов политического процесса как воплощение мирового зла, борьба с которыми должна вестись не на жизнь, а на смерть. Конечно, религиозные организации не могут быть абсолютно вне политики, они так или иначе участвует в политической жизни, но им противопоказано участвовать в политике политическими средствами. Особенно ярко взаимосвязь религии и политики проявляется в деятельности религиозно-политических партий и движений, влияние которых на общественную жизнь в различных регионах земли растет.

В настоящее время наблюдается подъем христианско-демократического движения. Провозгласив христианское учение основой своей политической платформы, они имеют своих приверженцев фактически во всех слоях населения. Ареал распространения большинства христианско-демократических партий - Западная Европа и Латинская Америка. Они существуют и в странах Восточной Европы, где проявляют политическую активность. Многочисленные исламские партии и политические движения действуют в странах Востока (Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Турция, Ливан и др.).

С обретением независимости в Украине появились такие партии как Партия Христианский народный Союз (1997 г.), Всеукраинское объединение христиан (1998 г.), Республиканская христианская партия (1997 г.), Партия мусульман Украины (1997 г.), Украинская христианско-демократическая партия (1991 г.), Христианско-демократическая партия Украины (1992 г.), Христианско-либеральный союз (1995 г.). Однако, партии религиозной направленности в Украине не имели народной поддержки (выборы 1998г.). Можно выделить некоторые из причин их поражения:

- Во-первых, христианские партии не нашли своего места на политической карте Украины, в политической жизни украинского народа, не нашли особого неповторимого политического содержания.

- Во-вторых, в практической работе партии органично не соединились с христианством. Оказалось, что христианскими они были в основном по названию.

- В-третьих, христианско-демократическое движение не приобрело массового распространения через расхождение в названиях партий христианской ориентации формами их деятельности и организации.

- В-четвертых, эти партии не смогли объединить христианские ценности с политикой, вследствие чего ценности остались отделенными от нее, а политика - от христианской морали.

- В-пятых, им не удалось найти свой электорат. Конечно, партии религиозной направленности имеют в Украине определенную перспективу, но их судьба зависит от разработки своей идеологии и концепции собственной деятельности. Непосредственное влияние религии на политику в Украине ограничивается действующим законодательством, которое запрещает религиозным организациям принимать участие в деятельности и финансировании политических партий, проводить предвыборную политическую агитацию, спонсировать предвыборные кампании, но несмотря на это религия и церковь, как ее институциональное проявление, остаются активными действующими лицами на сцене украинской политики.

Анализируя влияние религии и церкви на политические процессы в Украине, необходимо принимать во внимание особенности конфессиональной гетерогенности украинского общества. В условиях социально-политической нестабильности, обострения различного рода общественных противоречий роль религии в социуме возрастает в значительной мере в силу того, что противоборствующие политические группы стремятся с максимальной пользой для себя использовать возможности конфессий. Такая практика способствует обострению внутриконфессиональных, межконфессиональных и межэтнических противоречий, а также активизирует процесс вовлечения религиозных институтов в политику.

В религиозно-конфессиональной структуре современной Украины можно выделить несколько специфических векторов отношений. Наиболее характерными среди них выступают межправославные отношения. В стране православие представляют три церкви:

- Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП),

- Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП),

- Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ).

Делись добром ;)