Генезис морали (на материале мифологии восточных славян)

курсовая работа

2.1 Специфические черты восточнославянской мифологии

"Слово "миф", µхупт, греческое и означает предание, сказание" Токарев, С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т. 1. А - К - С. 11. Миф "наиболее полно отражает миропонимание породившей его эпохи, являясь первой формой духовной самореализации человека. Человек архаического общества буквально "живет в мифе", подвергая мифологизации весь окружающий его мир и воспринимая мифологию как единственно возможную реальность. " Либрусек: Шеппинг, Д.О. Мифы славянского язычества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //lib.rus. ec/b/158136/read#n_10. - Дата доступа: 13. 05.2011. . Так как миф является первичной формой самореализации человека архаического общества, то логично предположить, что, "очеловечивая" природу, первобытный человек тем самым проецирует на природные явления нравственные тенденции, свойственные его ментальности: "каждая национальная мифология отражает национальную картину мира, является ее духовно-образным слепком. " Там же. . Поэтому, прежде чем перейти к изучению процесса генезиса морали в восточнославянской мифологии, необходимо сначала ознакомится со специфическими чертами самой мифологии восточных славян, того исторического отрезка и тех условий в которых происходило ее формирование - это поможет увидеть, как именно происходило зарождение морали в лоне особого восточнославянского ментального базиса, какие его черты и, каким образом повлияли на процесс формирования моральных представлений у восточных славян, какие исторические факторы послужили катализатором развития восточнославянской культуры и зарождения в ней тенденций к зарождению нравственности.

"Прародиной восточных славян была восточная часть протославянской колыбели: весь бассейн Припяти (Полесье), далее территория на нижней Березине, на Десне и Тетереве, Киевщина, а также, несомненно, и вся нынешняя Волынь, где имелись наиболее благоприятные условия для существования. С начала нашей эры родина восточных славян была, очевидно, довольно обширной, так как в VI в VII веках мы видим уже большое количество славян на севере, на озере Ильмень, и на востоке, на Дону, у Азовского моря" Нидерли, Л. Славянские древности - М.: Алтейя, 2000. - С. 135 - 136, - писал Л. Нидерли.

"Значение восточнославянской родины на среднем Днепре очевидно. Она была расположена на великих культурных и колонизационных путях, точнее, на самом важном узле перекрещивающихся здесь дорог" Там же - С. 137. Такое расположение давало восточным славянам широкие перспективы в плане культурного развития.

"Однако успешное развитие восточных славян определялось не только исключительно выгодным расположением местности, на которой они развивались, но также и тем, что по соседству с ними на очень большой территории не было народа, который оказал бы сколько-нибудь заметное сопротивление их распространению или же мог прочно и надолго покорить их" Там же - С. 137. Таким образом, географическое расположение восточнославянских племен и отсутствие какой-либо серьезной угрозы из вне сыграло значительную роль в формировании и развитии восточнославянского этноса: зарождении уникальной древней славянской культуры, формировании государства.

Восточнославянская мифология безусловно имеет свою специфику, отличающую ее от других мифосимволических систем. Первой из множества основных отличительных особенностей славянского мифологического сознания является обилие персонажей так называемой низшей мифологии, зародившейся еще на ранних этапах развития мифологического сознания как первобытная форма религии - анимизм (вера в духов). К существам "низшей мифологии" обычно относят различного рода демонов и духов со значительно обширными функциями, не имеющих божественного статуса. Всех духов и демонов восточнославянской мифологии принято обычно подразделять на две большие группы - это духи природы и природных явлений (леший, водяной, болотник и т.д.), и духи жилищ и хозяйственных построек, олицетворяющих собой, социальный космос человеческого бытия (домовые).

Другой основной чертой, характеризующей славянскую мифологию, является наличие в мифологическом сознании древних восточных славян системы двойственного (бинарного/дуального) членения мира. Д.О. Шеппинг писал: "В соответствии с концепцией К. Леви-Строса, закон бинарных оппозиций является одной из основных черт человеческого мышления, находящей свое отражение в большинстве мифологических сюжетов. Но если Леви-Стросу, работавшему с мифологией индейцев Южной Америки, приходилось буквально дешифровать скрытые в мифологическом тексте бинарные оппозиции, то в славянском мифологическом сознании эти бинарные оппозиции не только организуют космос, но и отражаются в именах божеств. Достаточно вспомнить такие имена, как Доля - Недоля, Чернобог - Белобог, наконец, такие абстрактные выражения оппозиций, как чет-нечет… Что касается космического мироустройства, основанного на принципе бинарных оппозиций, то оно включает в себя, по мнению В.В. Иванова и В.Н. Топорова, такие оппозиции, как противопоставления счастья - несчастья, жизни - смерти, правого - левого, мужского - женского, неба - земли, юга - севера, востока - запада, суши - моря, огня - влаги, дня - ночи, весны - зимы, солнца - луны, близкого - далекого, черного - белого, дома - леса, старого - молодого, священного - мирского. " Либрусек: Шеппинг, Д.О. Мифы славянского язычества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //lib.rus. ec/b/158136/read#n_10. - Дата доступа: 13. 05.2011.

Еще одной, не менее значимой чертой, характерной для славянского мифологического сознания, является тесная связь славян с культом природы: божества славян были крепко привязаны к стихиям, за которые они отвечали и даже, можно сказать, были растворены в них, отождествлялись с ними. Только на более позднем этапе развития славянской мифологии славяне начнут обособлять своих богов от природных явлений и наделять их социальными функциями, но этот процесс не будет завершен в полной мере из за вмешательства христианства.

Ключевую сторону, при изучении генезиса морали в славянских мифах, составляют этапы развития восточнославянской мифологии. Перед тем как перейти к детальному анализу формирования и развития морали в мифологии восточных славян, особо важно обратить внимание на периодизацию развития самой восточнославянской мифологии.

Д.О. Шеппинг выделял три этапа в развитии славянской мифологии:

Первый этап развития славянской мифологии - эпоха духов. "На этой первой ступени развития антропоморфического направления язычества человек, не понимая еще общего закона единства многоразличных, но сродных явлений и желая олицетворить каждое отдельное явление, каждый отдельный предмет в человеческую форму, создает в своем воображении для каждого явления толпу духов, не имевших еще индивидуального значения и понятых им только как коллективы различных проявлений одной и той же силы природы" Там же. . Иными словами "эпоха духов" - самая древняя ступень в развитии мифологического сознания человека, на которой возникла и существовала "низшая мифология": анимизм, вера в различных существ олицетворяющих в основном стихийные проявления. Можно сказать, что на этом этапе человек только начинает проецировать свой внутренний мир на явления окружающего мира.

Второй этап развития мифологии славян - эпоха божеств природы. На второй ступени своего развития воображение древних славян олицетворяет каждое общее понятие однородного явления, создавая отдельное лицо, тождественное с самим законом конкретного явления с которым оно связано: бог грома, бог дождя суть не что иное, как сами явления грома, дождя и т.д. Посему и внешние формы, и символы их еще очень бесцветны, и несформированность символов и имен этих богов свидетельствует о неразвившейся еще индивидуальности: имеются подтверждения, что на этом этапе развития славянской мифологии, славяне поклонялись и приносили дары священным деревьям, камням - именно так на том этапе выглядели символы богов.

Третий и последний этап развития славянской - мифологии эпоха богов-кумиров. На этом этапе древние славяне полностью проецируют человеческие черты на своих богов. Как следствие этого, боги перестают отождествляться исключительно с природными явлениями и приобретают социальные функции. Например Пярун перестает быть богом грозы и обретает функцию покровителя княжеской дружины, богиня Мокошь приобретает покровительницы прядильщиц, бог Хорс - покровителя купцов и поэтов. Подобная трансформация была связана, прежде всего, с урбанизацией и развитием торговли. Этот этап так и не был завершен, так как именно на нем "христианство остановило у нас дальнейшее развитие язычества" Там же. .

Рассмотрев отличительные особенности восточнославянской мифологии и основные этапы ее развития, можно прийти к следующим выводам:

1) Тремя существенными особенностями мифологии восточных славян являются:

хорошо развитый наиболее архаический пласт мифологического сознания, выраженный в наличии большого числа персонажей "низшей мифологии";

миропонимание, основанное на системе бинарных оппозиций;

тесная связь мифологии славян с культом природы.

2) В развитии мифологии восточных славян можно выделить три основных эпохи:

эпоха духов - понимание природных явлений как совокупности бесчисленного множества безликих сущностей;

эпоха божеств природы - начало индивидуализизации явлений природы, закрепления за природным явлением определенного персонажа и его отождествление с этим явлением;

эпоха богов кумиров - очеловечивание явлений природы, проецирование на них человеческой личности, формирование пантеона, как системной совокупности мифологических персонажей. Наделение богов социальными функциями.

Делись добром ;)