Анализ космологического аргумента существования Бога

курсовая работа

1.2 Формы доказательства

Существуют две основные формы космологического доказательства: это горизонтальная форма (или калам) и вертикальная форма. Космологическое доказательство в горизонтальной форме обращается к прошлому, к Причине начала мироздания. Космологическое доказательство в вертикальной форме основывается на бытии Вселенной, которая существует сейчас. Первую форму доказательства, объясняющую, как Вселенная начала быть, разрабатывал Вонавентура (1221 - 1274). Вторая форма доказательства, объясняющая, как Вселенная продолжает существовать, восходит к Фоме Аквинскому (1224 - 1274). В первой форме речь идет о порождающей Причине, а во второй - о поддерживающей Причине. Другие разновидности космологического доказательства сочетают в себе оба эти аспекта.

Основная идея доказательства этого типа состоит в следующем: поскольку, вместо абсолютного небытия чего бы то ни было, существует Вселенная, то ее причиной должно быть что-то внешнее по отношению к ней. Это рассуждение опирается на закон причинности, который утверждает, что каждое финитное, лишь возможное в своем существовании существо имеет в каждый данный момент причину, отличную от него самогоМортимер Дж.Адлер, Как думать о Боге (Нью-Йорк: Макмиллиан, 1980). С. 35..

Увлекательное обсуждение космологического доказательства и каламического аргумента изложено в книге У. Л. Крэйга «Каламический космологический аргумент» (1979).

Каламический аргумент заключается в том, что вселенная должна иметь первопричину в прошлом. Доказательство выглядит так:

-Все, что начало существовать, имеет причину своего существования.

-Вселенная когда-то начала существовать.

-Следовательно, у вселенной должна быть причина.

Этот аргумент ставит перед нами очень существенный вопрос: если имеется некая последовательность событий, каждое из которых вызвано предшествующим событием, более ранним по времени, - может ли эта последовательность быть бесконечной?

Хотя понятие теоретической бесконечности в том виде, как оно используется в математике, может показаться простым, актуальная бесконечность ставит перед нами самые разнообразные проблемы. Бесконечность плюс один дает в сумме бесконечность; бесконечные величины не могут возрастать. Со времен Аристотеля философы доказывают, что существование реальной бесконечности невозможно. Даже если бы она существовала, как узнать, что нечто действительно является бесконечным? Ведь бесконечность - это не то же самое, что отсутствие различимой границы.

Итак, мы вправе изложить каламический аргумент следующим образом:

-Существование актуального бесконечного множества невозможно.

-Последовательность причин, обусловивших существование мира таким, каков он сейчас, не может быть бесконечной временной последовательностью.

-Разными словами, последовательность причин должна быть конечной.

-Следовательно, существование мира началось в какой-то момент прошлого.

-Отсюда вытекает, что в прошлом было время, когда было возможно одно из двух состояний - существования вселенной или ее несуществования.

Аль-Газали доказывал, что если оба состояния возможны в равной мере, то состояние, наступившее в итоге, должно было быть вызвано вмешательством личной силы.

Быть может, наше сознание просто не создано для того, чтобы мыслить беспричинную причину, лежащую вне мира. Философ Кант утверждал, что само представление о причине и следствии - это, наряду с представлениями о пространстве и времени, есть один из способов, которыми наше сознание интерпретирует мир - мы не можем не навязывать причинность нашему опыту. Если Кант прав, тогда беспричинная причина - это ментальная невозможность.

Совсем иное возражение на космологическое доказательство предложил Дэвид Юм (1711 -1776).

Основой любого знания он считал наблюдение. Люди называют явление причиной потому, что видят, что оно случилось непосредственно перед явлением, которое называют его следствием; соединение причины со следствием основано на том, что человек наблюдает их в качестве двух различных вещей.

Однако, когда речь идет о мире в целом, перед нами - следствие, единственное в своем роде; поэтому мы не можем наблюдать его причину. Мы не можем выйти «за пределы» мира, чтобы увидеть и мир, и его причину и таким образом установить между ними связь.

Поскольку это единственный мир, какой мы знаем, мы также не можем сказать, что причина наблюдалась в случае всех других миров и что поэтому она, вероятно, существует и в случае этого мира.

Если вы, подобно Юму, полагаете, что любое знание основано на чувственных впечатлениях, тогда нельзя считать, что космологические доказательства доказывают существование Бога за пределами мира, известного нам благодаря чувствам.

Делись добром ;)