Источники и историография
Древнеперсидские надписи и документы. Среди древнеперсидских источников, посвящённых истории развития зороастризма на территории державы Ахеменидов, следует выделить следующие документы: Это Авеста, «Бехистунская надпись Дария I», «Надписи на статуе Дария I», «Антидэвовская надпись Ксеркса».
Авеста - свод священных текстов зороастрийской религии, написанных на особом архаичном авестийском языке, священное откровение Ахурамазды, переданное Заратуштрой. Дошедший до нас текст оформился в период династии Сасанидов (III- VII вв. н.э.). Данные «Авесты» могут характеризовать быт, культуру и религию ираноязычных племён в первой половине - середине I тысячелетия до н.э. на территории Северо-Восточного Ирана и соседних областей средней Азии и Афганистана. Книга состоит всего трёх частей, каждая из которых разделяться не только по своему содержанию, но главное, предназначению.
«Вендидад» (авест. «Кодекс против Дэвов»). Представляет собой свод законов и предписаний, направленных на борьбу со злыми духами (дэвами) и водворение сил праведности - Ашура. Глава написана в виде диалога между Заратуштрой и Ахура-Маздой.
1. «Ясна» (авест. «Почитать», «Поклоняться»). Включает себя молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам (Гаты).
2. «Яшт» (авест. «Почитание», «Восхваление»). Содержит хвалебные гимны, посвященные зороастрийским божествам. Содержат особенно много мифологических элементов.
«Авеста» сегодня, как и много веков назад используется в богослужении. Законы, мораль правила очищения, этические предписания и право, изложенные в священной книге должны стать законами жизни правоверного зороастрийца, стремящегося к праведности, пути Аша. Поэтому работа с Авестой так важна в понимании значения зороастризма в державе Ахеменидов. Но так как в теме заявлена работа «по античным источникам и древнеперсидским надписям», то можно сказать, что «Авеста» не является основным источником, а служит вспомогательной литературой для понимания проблемы.
«Бехистунская надпись Дария I» - является одним из крупнейших эпиграфических памятников и самой важной по значению из надписей ахемендиских царей. Высечена на скале Бехистун, вовышающейся у древней дороги, связывающей Двуречье с Ираном, между Керманшахом и Хамаданом, на территории Древней Мидии. Надпись исполнена на трёх языках: древнеперсидском, аккадском и вавилонском. Содержание повествует о борьбе Дария I с внутренним сепаратизмом, но главное восхваление бога Ахурамазды, с чьей помощью и желанию он покорил восставшие территории и «лжецов» заговорщиков. Именно при Дарии I зороастризм приобретает статус государственной религии.
«Надписи на статуе Дария I» - египетские иероглифические надписи, высеченные на статуе Дария I, найденной в Сузах. В текстах о Дарие I пишется как о фараоне со всеми сопутствующими титулами, включая «Живой образ Ра», «потомок Атума», «Бог добрый». Дарий I, покорив мятежный Египет, короновался там как фараон, что говорит не только о веротерпимости, но и уважении к чужой религии, не исключая верования покоренных государств.
«Антидэвовская надпись Ксеркса» - повествует о подавление восстания в некой стране и сокрушения в ней жертвенника - «Притона дайвов». Здесь же содержится призыв к почитанию Ахурамазды и признание его единым богом, то есть проявляться зачатки монотеизма.
К сожалению, это практически все древнеперсидские источники, касающиеся религиозных взглядов державы Ахеменидов и роли религии в ней. Поэтому значение античных источников довольно велико. Из них стоит выделить выдержки из следующих сочинений: Геродот «История», Страбон «География», Плутарх «Об Исиде и Осирисе», Диоген Лаэртский «О знаменитых философах». В каждом из них можно почерпнуть сведения о религиозной политике персов в завоёванных государствах, представления греков о зороастрийском культе, божествах и степени их правоверности.
Историография представлена работами следующих отечественных историков: Игоря Михайловича Дьяконова (статьи сборника лекция «Итсория древнего мира») и Мухаммада Абдулкадыровича Дандамаева («Политическая и история державы Ахеменидов», раздел «Иран и средняя Азия в Древности» учебника «История древнего Востока».)
ахеменид зороастризм религия культ
- Тема 3. Ирано-язычные племена в Иране в конце II начале I тыс. До н.Э. – Мидия и Персия. Проникновение ирано-язычных племен в Иранское нагорье в конце II тыс. До н.Э.
- Лекция 6 культура древнего ирана
- 3. Система религиозных воззрений в Древнем Иране.
- 3. Древний Иран: культурный портрет (три персидских языка; Иран и Туран, клинопись и пехлеви). Религия (древнеиранская и зороастризм).
- Религия Ахеменидов.
- 19. Источники и историография истории цивилизаций Месопотамии.
- 11.«Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 6. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).