Даосизм в современном Китае

реферат

Получение священного сана даосами КНР

В школе Совершенной истины получение священного сана осуществляется в ходе церемонии Принятия обета (Чуаньцзе), а в школе Правильного единства -- церемонии Передачи реестра (Шоулу).

Традиция этой церемонии насчитывает более 700 лет. Родоначальником ее считается праведник Цю Чанчунь. Согласно доктрине этого направления даосизма получение священного сана отождествляется с лодкой, возносящей даоса к небесным чертогам, со своеобразной лестницей на пути восхождения к совершенству. Удостоившись священного сана, даосы становятся “истинными” и при условии строжайшего соблюдения всех принятых обетов могут обрести состояние святого сяня. Достижение такого онтологического статуса является центром религиозной доктрины и практики монахов школы Совершенной истины. Церемония Принятия обета обеспечивала непрерывность передачи традиций из века в век. Связуя прошлое с настоящим, она имеет первостепенное значение и для современного поколения даосов.

Местом церемонии Принятия обета может быть любой открытый даосский монастырь, имеющий соответствующие условия. О предстоящем ее проведении монастырь обязан известить Отдел по делам религии местного народного правительства. Длительность церемонии со временем изменялась: некогда она составляла 3 года, в конце правления династии Цин -- 100 дней, а ныне -- «не более 28 дней».

Возглавляют церемонию Великий наставник принятия обета и посвящения в закон (Люйши) и восемь Великих наставников (Даши).

Традиция предусматривает определенные требования к Люйши: он должен в прошлом принять обет небесного сяня и являться настоятелем монастыря, где проводится церемония.

В число восьми Великих наставников входят:

-- Чжэнмэнши -- толкующий «ученикам обета» смысл канонов и дающий ответы на их вопросы;

-- Цзяньцзеши -- контролирующий строгость совершения обрядов и пресекающий любые нарушения их «учениками обета»;

-- Баоцзюйши -- ведающий охраной принятия обета; обычно это смотритель монастыря, где проводится церемония;

-- Яньлиши -- ответственный за ознакомление «учеников обета» с правилами и этикетом церемонии;

-- Цзюиши -- исправляющий ошибки «учеников обета» во время совершения обрядов;

-- Тикэши -- ответственный за чтение канонов, исповедь и состояние Алтаря принятия обета;

-- Дэнлуши -- нарекающий каждого, принявшего обет, новым именем; он же заносит имена в «Реестр восходящих к истине» (Дэн чжэньлу);

-- Инцинши -- исполняющий обязанности Высокого достопочтенного на всех крупных службах.

Кроме того, для церемонии Принятия обета определен целый ряд вспомогательных должностей, имеющих свои особенности. Например, должность наблюдающего за поведением «учеников обета» (Цзючаши) определяется на все время прохождения церемонии, а должность следящих за поддержанием порядка в монастыре (Даочжиши) предусматривает ежедневную смену занимающих ее даосов.

В первые дни церемонии Принятия обета проводятся обряды «встречи Великих наставников» (Инши) и «ознакомления с сущностными основами даосизма» (Яньли). Затем следуют обряды «поклонения бессмертным» (пубяо сешэнь) и «испытание текстами» (каоцзи). В ходе обряда «поклонения бессмертным» «ученики обета» поклоняются святым и бессмертным во всех залах монастыря. Перед изваянием Лингуаня сжигается ритуальная бумага с именами «учеников обета», что символизирует исключение их из списка Владыки ада (Яньвана) и передачу трем небесным чиновникам: Неба (тяньгуаню), Земли (дигуаню) и Воды (шуйгуаню). Считается, что Лингуань постоянно следит за выполнением монахами принятых обетов.

В современном даосизме обряд «испытание текстами» проводят три наставника, каждый из которых предлагает «ученикам обета» одно из следующих заданий: письменно, по памяти, воспроизвести предложенный ему отрывок из Даосского канона; сочинить стихотворение; написать сочинение Таким образом, каждый испытуемый выполняет три задания, причем стихотворение и сочинение должны иметь религиозно-патриотическую тематику. Лучший по итогам испытания нарекается Небом, следующий за ним -- Землей.

В религиозных учениях разных народов мира безусловной составляющей духовного преображения является осознание своих прегрешений и искреннее покаяние. Даосы школы Совершенной истины также считают, что спасение от зла возможно через покаяние и чтение «Канона Нефритового императора» («Хуанцзин»). В связи с этим главным, без чего невозможно получение священного сана, является подготовительный обряд (шэньцзе). Он совершается в следующем порядке. Утром даосы, проходящие церемонию, перечисляют все прегрешения, совершенные ими после ухода из мира, и согласно своим способностям, по желанию, принимают личные обязательства. Покаянная исповедь и обязательства каждого тщательно записываются и вечером того же дня оглашаются Великим наставником перед всеми коленопреклоненными «учениками обета», которые поочередно во всеуслышание подтверждают истинность сказанного о них. Затем один из Великих наставников зачитывает несколько десятков правил, которые даосы обязаны соблюдать в дальнейшей жизни, и каждый «ученик обета» вслух подтверждает свою решимость следовать им. После этого один из восьми Великих наставников обращается к Лингуаню с прошением об отпущении грехов будущим даосам.

Описанный обряд содержит элементы коллективной исповеди. Он известен в даосизме издавна, но развитие и распространение получил под влиянием буддийской идеи «воздаяния». Подобный прием духовного врачевания с давних времен бытует и в христианской церковной практике.

Кульминацией церемонии является принятие даосами обета, состоящее из трех этапов: обет истинного человека (Чучжэнь цзе); обет Высшего предела (Чжунцзи цзе) к обет небесного сяня (Тяньсянь цзе). Каждому этапу соответствуют установленные своды правил и Предписаний.

Первому этапу соответствуют Десять обетов истинного человека (Чучжэнь ши цзе) и Девять обетов истинной женщины (Нюйчжэнь цзю цзе).

Второму этапу соответствует Великий обет Высшего предела (Чжунцзи саньбай дацзе), включающий 300 пунктов. Большинство из них -- это запреты, регламентирующие жизнь монахов до мельчайших подробностей. Например, четвертая заповедь Десяти обетов истинного человека -- «не прелюбодействуй» -- дополняется и конкретизируется целым рядом правил, запрещающих: непристойные мысли при взгляде на женщину (п. 8), разговоры и прогулке наедине с женщиной (п. 80), совместное проживание мужчин и женщин (п. 81), совместные трапезы и обмен одеждой между мужчиной и женщиной (п. 82). Кроме того, монахам запрещено убивать все живое (п.1), есть мясное (п. 2), пить вино (п. 3), выбирать во время трапезы более вкусную еду (п. 70), выбрасывать пищу в воду или в огонь (п. 41), мочиться в сторону севера (п. 59), показывать язык другому человеку {п. 104), громко смеяться (п. 113) и др. Строгое соблюдение каждого ограничения способствует постоянному самосовершенствованию даосов. Помимо запретов, Великий обет Высшего предела содержит более 80 предписаний, направленных на развитие «внутреннего делания» монахов. Так, они должны достичь «опустошенности» сердца посредством освобождения его от чувств, желаний и мыслей, наполняя его «лишь пустотой, лишь тишиной» (п. 238). Достижение внутренней тишины, гармонии, цельности душевных и телесных состояний требует постоянного духовного труда. Это путь индивидуального общения с Небом в созерцательной жизни, когда, используя душевные глубины отдельной личности, внутреннее ставится над внешним, «безмолвие» над обрядом К психотехнической практике относится и п. 258, согласно которому даос должен сосредоточиться на созерцании «десяти сторон» Десять сторон - восемь главных румбов компаса, зенит и надир применяются в религиозных текстах для обозначения всеохватности какого-либо процесса.; при этом виде медитации для него не остается ничего сокрытого во внешнем мире. Часть предписаний побуждает адепта к погружению в созерцание своих небесных странствий и бесед со святыми и бессмертными. Например, даос должен погрузиться в размышления о поклонении «трем изначальным Небесным достопочтенным» (саньюань тяньцзунь), пребывая во Дворце семи сокровищ нефритовой чистоты (Юйцин Цибаогун) (п. 283) или в беседы-рассуждения о дао с истинными людьми во время пребывания в различных небесных дворцах (п. 289). Можно предположить, что это одна из разновидностей духовной практики, связанной с визуализацией, приемы которой получили широкое распространение в мистическом опыте даосов со времени школы Небесных наставников. Монахи, прошедшие второй этап принятия обета, нарекаются наставниками сокровенного Дэ (Мяодэши). Даос, не нарушивший в последующей жизни принятых обетов, становится бессмертным и получает титул истинного человека сокровенного Дэ (Мяодэ чжэньжэнь).

Третьему этапу принятия обета соответствует свод 27 способов (фа), состоящих из «десяти неизмеримостей» (букэ чэнлян). К «неизмеримостям», применяемым в каждом способе, относятся: разум, доброта, терпение, добродетель и др. Принявший обет небесного сяня нарекается наставником 66-кровенного Дао (Мяодаоши) Даос, никогда не нарушивший всех принятых обетов, получает титул истинного человека сокровенного Дао (Мяодао чжэньжэнь).

«Сердцем» церемонии Принятия обета является таинство посвящения, которое проводится ночью. Содержание и регламентация его закрыты для непосвященных Упоминание об этом таинстве встретилось нам единственный раз под названием «этапа секретов алтаря» (митань). Только после этого таинства «ученики обета» официально становятся даосами во всей полноте.

Завершают церемонию Принятия обета обряды «передача облачения и чаши обета» (чуаньшоу ибо), «благодарение бессмертных» (цзиньбяо сешэнь) и «вручение свидетельства обета» (фафан цзеде). Имена монахов, принявших обет, заносятся в «Реестр восходящих к истине» (Дэн чжэньлу).

Церемония Передачи реестра, по преданиям школы Правильного единства, восходит к первому Небесному наставнику Чжан Даолиню (III в. н.э.). Утвердилось мнение, что начало ее ежегодного проведения в горах Лунхушань во время праздников Трех начал относится к четвертому поколению Небесных наставников. Занятия с послушником школы Истинного единства включают: ознакомление с даосской доктриной, ритмическое чтение канонов, практические навыки участия в службах, изучение и соблюдение обетов и заповедей, психофизические упражнения. После достижения учеником достаточного уровня духовного развития наставник рекомендует его к прохождению церемонии Передачи реестра. Считается, что в ходе этой церемонии имя даоса включается в Небесные списки, он получает священную должность и занимает законное место в духовной иерархии. Даосы, удостоившиеся получения реестра, служат проводниками между людьми и небесными сферами. Только они могут возглавлять священнослужения.

Считается, что если уровень духовного развития даоса не соответствует той или иной ступени передачи реестра, церемония может нанести вред его психическому и физическому здоровью. Этим объясняется длительность подготовки даосов к прохождению каждой ступени: «Повышение реестра осуществляется не ранее трех лет после получения первоначального реестра, а дополнение реестра -- спустя восемь лет».

Делись добром ;)