Движение в защиту жизни и участие в нем священнослужителей в Новосибирской епархии

дипломная работа

1.2 Исторический обзор правовых и социальных аспектов искусственного прерывания беременности

В древнем язычестве, в целом, аборт преступлением не являлся, но определенное понимание того, что это грех, присутствовало. Например, клятва Гиппократа Википедия. Клятва Гиппократа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EB%FF%F2%E2%E0_%C3%E8%EF%EF%EE%EA%F0%E0%F2%E0 (дата обращения: 23.05.2015). категорически запрещала врачам проводить аборты, это было общим мнением всего медицинского сообщества и многих последующих поколений врачей.

В Древнем Риме и Древней Греции аборт был хорошо известен и широко практиковался, не имея государственного запрета, и не подвергаясь моральному осуждению, так как распространенным было представление о том, что человеческая жизнь начиналась с момента рождения. Об этом свидетельствует высказывание Аристотеля, жившего в IV в. до н.э. Он писал: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить …» Е.Я. Полякова, Г.И. Крашенинина, Т.В. Митерева и др. Учебное пособие: Рождение человека в трагедии выбора. Ч. 2. Новосибирск, 2009. С. 5. .

Основоположник медицины Гиппократ считал аборт неприемлемым и недопустимым для семьи, а также для применения в медицинской практике. Гиппократ писал: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария (средства), чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство» Е.Я. Полякова, Г.И. Крашенинина, Т.В. Митерева и др. Учебное пособие: Рождение человека в трагедии выбора. Часть 2. Новосибирск, 2009. С. 6..

В постановлении Константинопольского Собора 692 г., была сформулирована позиция Церкви в отношении аборта, которая говорит о том, что извержение плода из чрева матери является нарушением заповеди «Не убий», потому что человеческая жизнь начинается с момента зачатия. В постановлении Собора говорится: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования» Великороссъ. Преступление без наказания. Отношение Церкви к заповеди «не убий» URL: http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_25/article_953/ (дата обращения: 23.05.2015). . Как взрослый человек является личностью и имеет живую душу, так и зародыш на этапах внутриутробного развития является личностью и имеет душу.

Государство и общество в различные исторические периоды времени по-разному относились к искусственному прерыванию беременности. Это зависело от государственного строя, религиозных норм, жизненных устоев, экономических и социальных условий.

В эпоху раннего Возрождения аборты строго осуждались, большое внимание в Европе уделялось на воспитание детей, например, во Франции в 1421 г. был построен первый приют для детей Е.Я. Полякова, Г.И. Крашенинина, Т.В. Митерева и др. Учебное пособие: Рождение человека в трагедии выбора. Ч. 2. Новосибирск, 2009. С. 7..

В XVI в. становится известным научный трактат китайского врача Ли Шичженя, где он описывает 72 способа прерывания беременности, как на ранних так и на поздних сроках, в том числе с употреблением различных травяных настоев, ссылаясь на опыт, собранный китайской медициной более чем за 2000 лет Лапцевич Т.В. Репродуктивная культура семьи в эпоху Возрождения. URL: http://www.countries.ru/library/renesans/vzrreprod.htm (Дата обращения: 03.03.2015)..

Россия при Николае II достигла небывалого развития во всех областях, став самым могущественным государством. Показателем процветания может служить тот факт, что с 1894 по 1917 гг. население страны увеличилось с 122 до 182 миллионов, т.е. за 23 года - на 60 млн. человек REFERAT Уложение 1649 г. URL: http://xreferat.ru/35/9639-1-ulozhenie-1649-goda.html (дата обращения: 23.05.2015). .

Впервые серьезнейшую социальную остроту вопрос об абортах получил в 1913 году, когда на съезде Общества русских врачей обсуждалась проблема их легализации. Большинство участников тогда высказались за легализацию искусственных абортов Огонек № 45. На демографическом фронте. URL: http://www.ogoniok.com/5021/25/ (дата обращения: 26.05.2015). .

Впервые серьезнейшую социальную остроту данный вопрос получил в 1913 году, когда на съезде Общества русских врачей обсуждалась проблема легализации абортов. Большинство участников тогда высказались за легализацию искусственных абортов Е.Я. Полякова, Г.И. Крашенинина, Т.В. Митерева и др. Учебное пособие: Рождение человека в трагедии выбора. Ч. 2. Новосибирск, 2009. С. 10..

С 1936 года для того, чтобы остановить распространение практики абортов, было принято постановление об их максимальном ограничении. Аборты были разрешены только в том случае, если беременность угрожала здоровью женщины или у женщины были тяжелые заболевания. Сразу же после принятия этого закона число абортов резко снизилось, а рождаемость выросла. Побочным эффектом данного закона стал значительный рост криминальных абортов и смертности женщин во время операций. Но стоит учитывать тот факт, что аборты опасны не только непосредственно прерыванием беременности, но и распадом семей, влиянием на здоровье женщин, бесплодием. Поэтому когда мы говорим о проблеме абортов, то здесь речь идет не только о нерожденных детях, но и о здоровье и жизни матерей Виктория Сакевич. Что было после запрета аборта в 1936 г. WOMENATION.0RG 2013. URL: http://womenation.org/zapret-abortov-v-sssr/ (дата обращения: 26.05.2015)..

В 1950 в Президиум ЦК КПСС поступают письма от работниц, которые изнемогают от родов, детей и низкой зарплаты. Женщины умоляют правительство разрешить аборты Там же..

В ноябре 1955 года был принят закон, который снова разрешал проведение абортов по желанию женщины.

Последствия были очень негативными:

1. количество абортов значительно выросло;

2. произошло падение рождаемости;

3. мужчины оказались ущемлены в своих репродуктивных правах (согласие мужчины на аборт не требовалось) StudFiles Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации, новые репродуктивные технологии. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1147488/ (дата обращения: 26.05.2015)..

Оценивая масштабы абортивной практики, сошлемся на подсчеты В.А. Башлачева, из которых следует, что демографические потери от огромного количества абортов в 1960-80-е гг. нанесли России в 2,5 раза больше ущерба, чем Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная войны вместе взятые. В поддержку данного вывода автором приводится цифра 90 млн., отражающая, по мнению В.А. Башлачева, число прерываний беременности за указанный период Демография: русский прорыв. Независимое исследование. Серия «Национальная безопасность». Выпуск 4. М.: Белые альвы. 2006. С. 35. .

В 1987 Минздрав издает приказ № 1324, который вводит понятие «социальный аборт». Срок увеличивается до 28 недель, когда плод уже жизнеспособен Там же..

В декабре 1998 г., по данным Комиссии по вопросу женщин, семьи и демографии при Президенте России, рождаемость в России стала самой низкой в мире, смертность достигла уровня потерь страны, ведущей боевые действия. Этот феномен на международном демографическом уровне получил название «русский крест».

С 1925 по 2000 г. рождаемость в России снизилась на 5,59 ребёнка в расчёте на одну женщину (с 6,80 до 1,21). Из них 3,97 ребёнка, или 71 % общего снижения приходятся на 1925--1955 годы, но, несмотря на этот спад и потери в результате войны, население РСФСР за 1925--1955 годы выросло на 25 млн. человек. Резкий спад рождаемости произошёл на рубеже 1980-х и 1990-х; в это же время смертность в России превысила рождаемость Там же..

Стоит отметить, что Россия после революции стала первой в мире страной, узаконившей аборт по желанию женщины. В Западной Европе полная легализация абортов была проведена позднее, через 40-50 лет Форум многодетных родителей. Аборты в России: история, последствия, альтернативы. URL: http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=50&t=22683 (дата обращения: 31.03.2015). .

В странах Южной Европы это произошло еще позже: в Италии закон о расширении искусственного прерывания беременности был принят в 1978 г., до этого аборт разрешался только в случае угрозы жизни женщины. Жительницы Португалии получили право делать аборт по своему желанию лишь в 2007 г. в сроки до 10 недель беременности Там же..

В США прерывание беременности по всей стране было легализовано в 1973 г. Там же.

«В настоящее время, производство аборта по желанию женщины, законодательно разрешено в 56 странах из 194 стран», Сакевич В.И. «В каких странах разрешено искусственное прерывание беременности». Электронная версия бюллетеня 2007. Демоскоп Weekly № 297-298. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0297/reprod01.php (дата обращения: 29.03.2015). в случае, если плод представляет угрозу для жизни матери или ее здоровью Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. С. 42..

В целом можно выделить три группы стран, в которых запрещаются или в той или иной мере ограничивают аборты:

1. В Афганистане, Венесуэле, Египте, Иране, ОАЭ, Сальвадоре, Сирии, Чили, на Филиппинах аборты являются уголовным преступлением и по тяжести приравниваются к убийству, причем наказываются как женщины, прервавшие беременность, так и врач-гинеколог, который согласился делать ей операцию Журнал духовно-нравственной культуры «Покров» №2 (№530) 2015. С. 15..

2. Во второй группе стран запрещены аборты по желанию женщины, но возможны в исключительных случаях по медицинским показаниям, когда беременность угрожает ее физическому или психическому здоровью. Такого рода запреты действуют в Ирландии, Польше, Алжире, Аргентины, Боливии, Бразилии, Израили, Марокко, Мексике, Нигерии, Пакистане и др Там же..

3. Третья группа - страны, в которых запрещены аборты по желанию женщины, однако прерывание беременности производится по медицинским или социально-экономическим показаниям (к последним относят низкий уровень доходов, не позволяющий содержать ребенка, гибель мужа и т.д.). Это Англия, Индия, Исландия, Люксембург, Финляндия и Япония Там же..

В Хорватии аборт запрещен до 10 недель беременности по желанию женщины, но врач может отказать, пациентке делать операцию по соображениям совести. Большинство государственных больниц отказывается от такого рода услуг, частные же клиники поднимают цены Там же..

В России прерывание беременности по желанию женщины возможно на сроке беременности до 12 недель без объяснения причин. С 12 до 24 недели, прерывание беременности возможно только по медицинским и социальным показаниям, таким как: И.В. Силуянова. Биоэтика в России: ценности и законы Глава 4.Российский Государственный медицинский университет. URL: http://www.orthomed.ru/archive/KBE/Textbook/sil1/chap41.htm (дата обращения: 25.05.2015).

1. Лишение или ограничение родительских прав в отношении других детей;

2. Беременность вследствие насилия;

3. Пребывание женщины в заключении;

4. Наличие инвалидности первой группы у мужа или гибель мужа во время беременности жены Там же..

Можно сделать следующий вывод: именно искусственное прерывание беременности способствовало демографическому кризису в нашей стране. Уровень абортов в России, если исходить из данных, содержащихся в официальных статистических материалах, до сих пор является одним из самых высоких в мире.

Делись добром ;)