Движение в защиту жизни и участие в нем священнослужителей в Новосибирской епархии

дипломная работа

2.3 Духовно-нравственные аспекты проблемы абортов. Христианский взгляд

В официальном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции РПЦ», принятой на Юбилейном архиерейском Соборе в 2000 г., говорится: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно» «Основы социальной концепции РПЦ» Изд. Московской Патриархии 2000. Глава XII. 2. С. 120.

Обратимся к XII главе данного документа, и рассмотрим позицию Церкви:

- аборт рассматривается как тяжкий грех, приравненный к убийству;

- признается равнозначность между проведением абортов и применением средств контрацепции, которые обладают определенным абортивным действием (то есть осуществляют прерывание уже зачатой жизни);

- экстракорпоральное оплодотворение также признается совершенно неприемлемым «Основы социальной концепции РПЦ» Изд. Московской Патриархии 2000. Глава XII. 2. С. 120..

Исходя из того, что жизнь человека признается с момента зачатия, Церковь также считает недопустимыми:

- фетальную терапию, в основу которой положено использование тканей абортированных зародышей;

- эвтаназию, которая также приравнивается к убийству или самоубийству Там же. .

Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. В Священном Писании Ветхого Завета искусственный аборт прямо не упоминается, но есть указание на самопроизвольный аборт, происшедший по чьей-либо вине, который и рассматривается как преступление. «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках» (Исх. 21; 22).

«Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5- 6), - сказал Господь пророку Иеремии.

Обратимся к древнейшим памятникам христианской письменности. В одном из них говорится: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих, в «Учении двенадцати апостолов». «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца, и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», - писал апологет II века Афинагор. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора «Основы социальной концепции РПЦ» Изд. Московской Патриархии 2000. Глава XII. 2. С. 120..

Правило 21 Анкирского Собора говорит: «Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением возбранено было причащение Святых Тайн до смерти. Изыскивая же нечто более снисходительное, было определено таковым, проходить десятилетнее время покаяния» Правое Правоведение. - М.: Сподвижник, 2008. - С. 364..

В Правиле 91 VI Вселенского Собора находим: «Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы» Там же. С. 278..

В требнике, в чине исповеди о женщинах говорится следующее: «Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается Требник. Издательский совет Русской Православной Церкви. М.: 2007. С. 87-88. ».

Делись добром ;)