Деятельность епископа Гавриила в Омской епархии

курсовая работа

1.2 Деятельность епископа Гавриила в омской епархии

Развитие самостоятельной издательской деятельности в епархиях Западной Сибири, в том числе и Омской епархии, было непосредственно связано с историческими условиями распространения православия в Сибири и, как следствие, учреждением различных официальных структур РПЦ. Чтобы выявить специфику книгопроизводства и книгораспределения Омской епархии, обратимся к истории ее открытия, восстановленной нами не только по архивным и историческим материалам, но и на основании изданий Омской епархии начала XX в. -- историко-географическому очерку редактора "Омских епархиальных ведомостей", ключаря Омского Успенского кафедрального собора священника Климента Скальского "Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии с приложением 24 рисунков и карты" и "Справочной книги Омской епархии", составленной Иваном Голошубиным. Эти два издания являются единственными дореволюционными изданиями, в достаточно полном объеме описывающими историю Омской епархии. Только через почти 100 лет, в 2008 г., в Омске вышла книга священника С. Голубцова "История Омской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.)", рассказывающая о распространении православия на территории Сибири, о деятельности епископа Омского и Семипалатинского Григория (на Омской кафедре с 18 февраля 1895 по 17 декабря 1900 г.), о формировании структур и обществ Омской епархии до 1900 г. Кроме того, в 2004 г. в Омске вышло учебное пособие Л. М. Марцевой "История Русской Православной Церкви", в котором есть параграф "Краткий обзор истории Омской епархии с момента образования до наших дней", написанный священником Вячеславом Суховецким. Среди статей об истории Омской епархии нужно отметить работы О. В. Ушаковой, посвященные исследованию биографии духовенства Западной Сибири, в частности уровня его образования, причин необходимости открытия в Омске Духовной семинарии.

Как уже было отмечено, к середине ХIХ в. Сибирь в управлении делами православной церкви разделяется на четыре епархии: Тобольскую -- второклассную, которая продолжает иметь епархиальную (архиерейскую) кафедру в Тобольске и преосвященный которой именовался Тобольским и Сибирским; Иркутскую -- второклассную; Томскую и Камчатскую -- третьеклассные. Тобольской епархии подчинялись 10 духовных правлений: в Тюмени, Ялуторовске, Кургане, Туринске, Ишиме, Петропавловске, Таре, Омске, Семипалатинске и Березове.

К концу XIX в. назрели не только идеологические причины выделения из Тобольской отдельной Омской епархии (на них указывает К. Скальский -- улучшение состояния сибирских приходов и народной нравственности, ослабление и совершенное искоренение раскола, развитие проповеди слова Божия в среде иноверцев-язычников), но и экономико-географические. Во-первых, обширная территория. Еще в 60-х годах ХIХ в. в периодической печати встречались указания на то, что "Тобольская епархия обширнее других русских епархий: в ней более чем в других епархиях обитает народов, сидящих во тьме и сени смертней (Пс. 106.10), ожидающих евангельской проповеди". Во-вторых, в ХIХ в. началась колонизация Киргизской степи, которая повлекла за собой не только образование новых населенных пунктов, но и возникновение в них приходов. В-третьих, происходило постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг: в 1839 г. в Омск было перенесено из Тобольска Главное управление Западной Сибири и резиденция генерал-губернатора, с 1882 г. Омск сделан областным и главным городом степного генерал-губернаторства". Перемещение сюда административного центра поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии. В-четвертых, через Омск была проведена Великая Сибирская магистраль, что не только способствовало резкому увеличению числа жителей города (с 39 542 человек в 1870 г. до 60 601 человек в 1903 г.), но и активизировало переселение населения в Сибирь из центральных районов России: в Омске и прилегающих к нему областях сосредоточилось "разноплеменное, разноверное" население, как охарактеризовал его К. Скальский.

Впервые об открытии самостоятельной Омской епархии было заявлено в 1885 г. на Соборе сибирских архипастырей в Иркутске. Собор сибирских архипастырей вынес решение об открытии новой Омской епархии. Свое решение сибирские владыки, документально оформив его, направили в Святейший Синод. 30 октября 1887 г. последовало распоряжение обер-прокурора Святейшего Синода, согласно которому в Омске была образована особая комиссия из духовных, светских и военных лиц. Именно она и должна была представить Тобольской Духовной консистории свои соображения по поводу образования новой епархии. После десятимесячной работы комиссия предложила включить в состав вновь учрежденной епархии 57 церквей Акмолинской и Семипалатинской областей, а также 92 церкви Тюкалинского, Тарского, Ишимского, Барнаульского и Каиского округов, с общим числом православного населения около 350 тысяч душ обоего пола.

Тобольская Духовная консистория, ознакомившись с работой комиссии, согласилась с ней почти во всем, кроме образования новой епархии, предложив учредить не отдельную епархию, а викариатство в составе Тобольской епархии с центром в Омске. Следует отметить, что первая сибирская (Тобольская) епархия за всю историю своего существования практически не знала викариатств, вследствие чего достигла гигантских размеров. Такой территорией из Тобольска управлять было крайне сложно. К сокращению же своих территориальных пространств духовное начальство относилось крайне ревниво. В 1891 г. мнение Тобольской Духовной консистории было доведено до столицы, и Святейший Синод вынес решение о создании отдельной епархии.

3 марта 1895 г. император утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении Омской епархии и назначил на вновь образованную Омскую кафедру Преосвященного Григория (Полетаева), епископа Туркестанского и Ташкентского. В состав вновь образованной Омской епархии вошли "целиком Акмолинская и Семипалатинская области, 92 церкви Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии, с Ишимским духовным училищем, 11 церквей Каинского, Бийского и Барнаульского округов Томской губернии". По данным И. Голошубина, автора "Справочной книги Омской епархии", изданной в 1914 г., на территории Омской епархии было "зданий до 4000, церквей православных 12, костел, кирка, 2 еврейских молитвенных дома, магометанская мечеть", "две общественные библиотеки, три книжные лавки, шесть типографии", "жителей обоего пола разных верований в городе насчитывалось более 100 000". В качестве органа управления епархией была образована Омская Духовная консистория, просуществовавшая до 1920 г.

Население епархии было многонациональным и состояло "по плотности населения, местностию преимущественно русскою, нужно считать часть Тобольской губернии, вошедшую в состав Омской епархии, которую очень густо населяют большею частию крестьяне старожилы-сибиряки, а также и переселенцы; затем следует верхняя половина Акмолинской области по бассейну реки Ишима и по линии Великой Сибирской железной дороги, населенная казаками, первыми колонизаторами киргизской степи, а также и крестьянами-переселенцами из Европейской России, и, наконец, берега реки Иртыша, населенные теми же казаками и отчасти переселенцами".

По мнению омского краеведа А. М. Лосунова, автора ряда статей, посвященных Омской епархии, историю последней можно условно разделить на ряд периодов. Первый -- 1895-1911 гг. -- период рождения и становления Омской епархии: в это время в границах епархии активно ведется храмостроительство, в 1898 г. возводится Градоомский Успенский кафедральный собор, в 1898 г. учреждено Омское Епархиальное братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения, сыгравшее значимую роль в культурно-просветительной деятельности РПЦ в Омской епархии, с этого же года начинает функционировать собственный печатный орган -- "Омские епархиальные ведомости". В 1900 г. епископ Григорий утвердил открытие Братства ревнителей духовно-нравственного просвещения, которое проводило антиалкогольные беседы с населением, в 1906 г. открыто Омское Епархиальное женское училище, в 1907 г. Архиерейский дом с консисторским зданием.

Второй -- 1911-1919 гг., с точки зрения А. М. Лосунова, -- период наиболее динамичного развития Омской епархии: значительно расширилась территория епархии, были учреждены два викариатства: Семипалатинское (1911) и Акмолинское (1913), годом позднее переведенное в Петропавловск. К 1912 г. православное население Омской епархии составляло 1 224 062 человек, функционировало 467 церквей, 302 часовни и молитвенных домов, 6 монастырей (1 мужской и 5 женских), 284 церковно-приходских попечительства, 310 церковно-приходских школ, 224 библиотеки при церквях. Быстрый рост числа приходов поставил на повестку дня составление и издание "Справочной книги Омской епархии", опубликованной в 1914 г. С 1915 по 1920 гг. Омскую епархию возглавлял Владыка Сильвестр. Именно святитель Сильвестр в начале 1919 г. приводил к присяге восстановленный в Омске правительствующий Сенат и самого верховного правителя России адмирала А. В. Колчака. Летом 1919 г. в Свято-Никольском казачьем и Успенском кафедральном соборах совершались епископские хиротонии, на которых присутствовал верховный правитель. Святитель Сильвестр вслед за адмиралом Колчаком взошел на сибирскую голгофу и принял мученическую кончину через 19 дней после кончины адмирала. В 1999 г. святитель Сильвестр был прославлен как местночтимый святой.

Таким образом, история Омской епархии связана с культурно-просветительной деятельностью РПЦ, одной из сторон которой было развитие издательской деятельности: именно через печатное слово фиксировались события истории, отражалась их оценка современниками. Омская епархия достаточно поздно выделилась из Тобольской, однако еще до этого официального события конца XIX в. в течение всего этого столетия православие уже утверждало свои позиции на территории Омска. Это объясняет, что ряд изданий, рассматриваемых нами в репертуаре Омской епархии (на основании того, что они были изданы в Омске), входят и в репертуар Тобольской епархии (до 1895 г. Омск входил в ее территорию).

22 октября 1908 г. по инициативе епископа Омского и Семипалатинского Гавриила (откровенного противника либеральных партий) в Омске было открыто отделение Русского народного союза им. Михаила Архангела.

В Предложении к духовенству Омской епархии Гавриил Голосов писал: "Союз Русского народа имеет своею целью поддержать те основы Русского государства: Православие, Самодержавие и Русскую Народность, к уничтожению которых стремились и стремятся противоправительственные общества и враги Церкви Христовой, я, со своей стороны, предлагаю священно-церковно-служителям Омской епархии стать непременными участниками этого Союза, дабы в совместной работе на благо Земли Русской твердо стоять на страже интересов Православной веры, нелицемерно служить Царю Самодержавному и мужественно отстаивать права и преимущества русской народности в Русском государстве, подобно тому, как издавна духовенство в тяжкие для России времена приходило на помощь своему отечеству и выступало за защиту своей родины, так в настоящее время духовенство Омской епархии да послужит примером для всех истинно русских людей".

Политические убеждения епископа Гавриила вызывали прямо противоположные оценки у его современников. Так, автор "Краткого очерка жизни и деятельности Преосвященного Гавриила" приводит выдержки из газеты "Русь", где законоучитель Омской мужской гимназии Олерский обвиняет епископа "в "терроризации омского духовенства" и использовании его для политической агитации.

В то же время деятельность Омского отдела Союза русского народа им. Михаила Архангела, в частности приведенное выше Предложение епископа Гавриила, было высоко оценено общественностью Санкт-Петербурга: омская газета "Голос Сибири" в разделе "Местная жизнь" опубликовала отклики на это обращение епископа из Петербурга: "Члены Советов Василеостровского, Охтенского и Петербургской стороны отделов „С.Р.Н." В Санкт-Петербурге … единогласно постановили … принять от вышеупомянутых трех Санкт-Петербургских отделов „С.Р.Н." выражение беспредельного уважения и земной поклон за направление на единственно правильный путь подведомственного Вам духовенства…".

Неоднократно в своих словах, речах, публиковавшихся в "Омских епархиальных ведомостях", епископ Гавриил критиковал левые партии, выступал за приоритет русских в Государственной думе, за монархическое развитие России, сохранение русской национальной идеи, критически оценивал современную ему политическую ситуацию, утверждая, что "нет правильного исторического русского творчества, установления собственной исторической физиономии России, ее привычных устоев и верований, которыми была и есть крепка сила и доблесть народная".

После проведенной Святейшим Синодом ревизии 13 февраля 1911 г. епископ Омский и Семипалатинский был уволен "вследствие преклонности лет".

За время своего пребывания в Омской епархии епископ Гавриил оставил заметный след в развитии духовной и книжной культуры не только Омска. Именно в 1907 г. постановлением № 88 пятого Епархиального съезда о.о. депутатов от духовенства Омской епархии было поручено священнику И. Голошубину составление и издание "Справочной книги Омской епархии", (на сегодняшний день это издание и книга К. Ф. Скальского -- единственные, достаточно полно описывающие историю Омской епархии).

В 1909 г. Гавриил Голосов пожертвовал в Санкт-Петербургскую Духовную академию капитал в 6 тысяч рублей, на проценты с которого была учреждена стипендия его имени. За долголетнюю службу и деятельность на пользу духовного просвещения и за литературные труды в 1909 г. Гавриил Голосов был избран почетным членом Санкт-Петербургской Духовной академии.

В 1910 г. епископ Гавриил пожертвовал в библиотеку Омского Епархиального училища несколько сотен разнообразных книг и изданий, из которых "некоторые представляют немалую ценность".

По обследованным фондам творческое наследие Гавриила Голосов (изданное до 1917 г.) составляет 14 единиц: 9 книг, 5 брошюр, из них 5 вышло в Твери (4 -- книги, 1 -- брошюра), 5 в Омске (4 -- книги, 1 -- брошюра), одна книга в Великом Устюге, 2 брошюры в Санкт-Петербурге, 1 брошюра в Полтаве. В конце XX в., в 1998 г., в Москве вышло репринтное издание труда Гавриила Голосова -- "Руководство по литургике, или Наука о православном богослужении, применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных семинарий" (первое издание в Твери, в 1886 г.).

В продолжение пяти лет (1905-1911) епископ Гавриил подготовил и издал 4 книги: "К сведению духовенства Омской епархии (о способах и путях духовного руководства паствою)" (1907 г., 73 страницы), "Обращение к духовенству Омской епархии Гавриила, епископа Омского и Семипалатинского" (1907 г., 73 страницы), "Обращение к духовенству Омской епархии и обращение к патриотам земли русской" (1910 г., 236 страниц), "Собрание слов, речей и других статей преосвященного Гавриила, епископа Омского и Семипалатинского" (2 том, 1910 г., 261 страница); одну брошюру: "Обращение к патриотам земли русской в нынешнее лихолетье" (1908 г., 21 страница). Наше исследование позволяет дополнить СК, в котором не обозначены три омских издания Гавриила Голосова: "К сведению духовенства Омской епархии (о способах и путях духовного руководства паствою)" (1907 г., 73 страницы), "Обращение к духовенству Омской епархии Гавриила, епископа Омского и Семипалатинского" (1907 г., 73 страницы), "Обращение к духовенству Омской епархии и обращение к патриотам земли русской" (1910 г., 236 страниц). Сегодня в фондах РНБ есть тринадцать книг Гавриила Голосова, в Отделе редкой книги Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина одна -- "Собрание слов, речей и других статей преосвященного Гавриила, епископа Омского и Семипалатинского".

Делись добром ;)