logo
Джайнизм

3

Гор. Ранапур на западе штата, вблизи г. Джодхпура.

Гуджарат

1

Храмы на горе Шатрунджайя, вблизи г. Палитана.

2

Храмы на горе Гирнар,где по преданию, погрузился в нирвану 22-й тиртханкар Ариштанеми (или Неминатх). Он тоже изваян из черного мрамора.

Юг

1

Самым священным местом паломничества считается Шраванабельгола в штате Майсур. На горе Шраванабельгола расположены храмы Х - ХII вв., посвященные тиртханкарам Паршве и Неминатху, здесь же стоит гигантская статуя Гоматешвары, сына Ришабхи, высеченная из скалы14.

Обычно эти паломничества связаны с праздниками и постами. Джаймы отмечают праздники и посты не только своей религиозной общины, но и многие индусские.

Чисто джайнскими являются следующие праздники:

Джалаятра - омовение в реке священного колеса - сиддхачакры, которое дважды в год, весной и осенью, торжественно проносят по реке и обратно.

Праздник Махавира джаяти - день рождения Махавары, празднуется на 13-й день светлой половины месяца чайтра (март - апрель). Его празднуют и дигамбары и шветамбары.

Джина-панчами (у шветамбранов в октябре - ноябре), или штрутапанчами (у дигамбаров в мае - июне) - праздник священных книг, когда происходит поклонение этим книгам: их украшают цветими и т. п.

Вирашасана джаянти (существует только у дигамберов) - день первой проповеди Махавиры после достижения просветления (в июле - августе).

Соблюдаются следующие посты:

Парьушана - строгий десятидневный пост в августе - сентябре (у дигамбаров) или восьмидневный в августе (у шветамбаров). Сопровождается молениями, процессиями, поклонением священным книгам.

Аштанхка (существует только у дигамбаров) - три раза в год.

Пост четырех полнолуний в году (когда шветамбары иллюминируют свои храмы).

Обе секты соблюдают такие не очень строгие посты по 4 - 8 - 12 дней почти в каждом месяце.

Из индусских праздников джайны признают:

Дивали - осенний праздник огней, который джайны понимают как день достижения Махавирой мокши,т.е. полного освобождения.

Ракшабандхана - день в конце июля, когда сестры повязывают на запястье братьев особый шнурок - амулет (вернее, оберег). Джайны считают этот день праздником взаимной дружбы и приязни.

Ганеша чатуртхи - день бога Ганеши (отмечается только в Махараштре и Майсуре, где и индусы празднуют очень торжественно).

Анантачатурдаси - день почитания Великого змея - Нага, считающегося символом бесконечности.

Отмечается и некоторые другие местные индусские праздники.

Джайнизм, подобно индуизму, признает идею религиозного самоубийства, но в отличие от индуизма джайны всегда считали, что быстрые способы самоубийства являются недостаточными, и люди, пользующиеся такими способами, возрождаются в виде демонов. Джайнские аскеты избирают способ медленного умирания от голода и жажды, причем не сама смерть должна быть их целью, а умение отказаться от всех потребностей плоти и таким образом искупить все грехи, связанные с плотью.

Религиозное самоубийство разрешено только аскетам. Любое другое самоубийство строго осуждается джайнизмом как насильственное прекращение процесса освобождения души от власти кармы.

3. Заключение

Джайнские общины стремятся к широкой популяризации своей религии, они признали некоторых индуистских богов, индуистские праздники, признали идею религиозного самоубийства.

Важными заслугами считаются благотворительность и пожертвования на содержание храмов.

4. Список используемой литературы.

1

Гусева Н.Р. «Джайнизм», - М: Наука, 1968г

2

Атеистический словарь /Абусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А, и др.; Под общей редакцией Новикова М.П. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат 1985г

1

Г.А. Ивашенцов «Индия». - М.: Мысль , 1989г.

5. Примечания

1

J.L. Jaini, Outlines of Jainism, стр. 195 - 196

2

H. Warren, Jainism, стр. 50 - 51